Парламент Адыгеи наделил полномочиями главы республики Асланчерия Тхакушинова. Депутаты проголосовали за него фактически единогласно, а полномочный представитель президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак посоветовал Тхакушинову ни в чем не брать пример со своего предшественника Хазрета Совмена.
Мало кому известно, что на прощальной встрече в Кремле 7 декабря, вполне дежурном мероприятии, теперь уже бывший глава Адыгеи продемонстрировал свой неуправляемый характер. Вот как описывает из ряда вон выходящий случай газета «Коммерсант»: «На встрече в Кремле глава Адыгеи заявил президенту, что в республике засилье воров, бандитов и вымогателей. На предложение Владимира Путина их назвать тот показал на своего преемника - ректора Майкопского университета Асланчерия Тхакушинова. Когда президент спросил, почему тот раньше молчал, не докладывал ему лично, господин Совмен начал жаловаться на тяжелые условия работы, невозможность договориться с руководством Южного округа. Устав это слушать, президент начал стучать по микрофону, чтобы остановить собеседника, а когда это не удалось, покинул зал».
Этот инцидент вполне в духе Хазрета Совмена. Главный редактор информагентства Caucasus Times Ислам Текушев говорит о том, что времена руководителей такого типа прошли:
- Хотя Хазрет Совмен стал президентом уже при Владимире Путине, его президентство сохранило все отличительные черты ельцинской эпохи, когда руководитель субъекта Федерации ощущал себя хозяином собственных земель. Совмен не слишком считался с новшествами федерального центра, который не желает принимать во внимание особенности национальных регионов. На этой почве у Совмена и произошел конфликт - сначала с полпредом [ Виктором ] Казанцевым, а затем и с Дмитрием Козаком. Конфликт приобрел открытые формы, когда в республике стала широко обсуждаться идея слияния Адыгеи и Краснодарского края.
- Черкесские организации и движения, резко выступившие против полуофициальной инициативы федерального центра, нашли поддержку у Совмена, который стал публично обвинять Козака в лоббировании идеи объединения Краснодарского края и Адыгеи. Постепенно кампания приобрела настолько массовый характер, что весной этого года Дмитрий Козак был вынужден откреститься от идеи объединения. Он заявил, что не выступал с подобной инициативой и не считает бурную деятельность президента Адыгеи и национальных движений оправданной.
- Однако затем Козак развернул боевые действия в ином направлении. Он стал лоббировать в Кремле идею досрочной отставки Совмена, мотивируя ее необходимость развалом экономики Адыгеи в период его правления. По утверждению Козака, Совмен превратил республику в средневековое ханство, развел клановость и полностью парализовал хозяйство, меняя по несколько раз в год состав правительства. Идея не нашла поддержку у Путина, который решил дать Совмену возможность досидеть спокойно до конца срока, но не более.
Последние полтора-два месяца национальные движения и организации, деятели культуры и науки, политики республики выступили с идеей второго президентского срока для Совмена. Но это уже не имело значения. Своевольный Совмен оказался не ко двору. Пришло время новых кадров - партийных функционеров, полностью лояльных федеральному центру.
Назначение Тхакушинова оказалось лишено какой-либо интриги. Как и предполагалось, кандидат от «Единой России» не имел шансов быть не утвержденным главой республики. По результатам голосования кандидатуру Тхакушинова поддержало 50 депутатов из 54. Такие результаты голосования, считает доцент Северо-Кавказской академии госслужбы Аскер Аджегериев, дают Тхакушинову ресурс для принятия фактически любых решений:
- Карт-бланш он получил такой, такое доверие среди депутатского корпуса, что у него развязаны руки по формированию своей команды и по изменению политического и экономического климата в республике. Поэтому мы надеемся, что и внутри республики вопросы стабилизации пойдут и отношения республиканских органов власти с федеральными претерпят существенные коррективы в позитивную сторону.
Аскер Аджегериев отмечает, что новый глава республики среди своих приоритетов назвал подъем экономики (особенно развитие туризма), смену кадровой политики и выстраивание сбалансированных отношений с федеральными органами власти.
Главного редактора Caucasus Times Ислама Текушева первые заявления Тхакушинова настораживают:
- Он заявил, что достигнута договоренность с правительством России о том, что правительство республики отныне будет возглавлять русский. Кроме того, русским должна достаться половина министерских портфелей республики и постов глав районных администраций. А ведь именно национальный вопрос - проблема представленности этнических групп в управленческих структурах республики - нигде так остро не стоит, как в Адыгее. Начинать свою деятельность в качестве главы республики с постановки самых взрывоопасных вопросов кажется не слишком дальновидным шагом.
Очевидно, что победу Тхакушинову обеспечил полпред Дмитрий Козак. Если бы в Адыгее нового главу выбирали нормальным демократическим путем всенародного голосования, у него шансов возглавить республику было бы гораздо меньше.
С процедурой назначения главы республики не согласен и Аскер Аджегериев:
- Если перевести в реальные цифры, «Единая Россия» по Адыгее набрала голоса 14-15 избирателей из 100. Такая же ситуация во всех регионах России. Выдвигать [ кандидата ] от партии власти, как бы она не называлась, если за эту партию голосовало 15 - 20 человек из 100, логики нет. Остальные 75-80 человек что, не имеют права голоса? Вот поэтому это сомнение останется во всех регионах. Потому что это не демократический процесс.
Выступая на заседании парламента Адыгеи, новоиспеченный глава республики сказал явившемуся с полуторачасовой задержкой Дмитрию Козаку очень важную вещь. Асланчерий Тхакушинов пообещал так умело расставить кадры, что будут убраны всякие основания для митингов и демонстраций протестов, в которых Майкоп еще совсем недавно не испытывал никакого недостатка.