«Мы - сила», - утверждают лидеры протестующих автомобилистов

Автомобилистов в России много, и власти этот факт учитывают

В последнее время акции автомобилистов становятся все более и более регулярными и проходят чуть ли не каждую неделю, что, по мнению экспертов, свидетельствует о растущем напряжении в обществе. В этот уик-энд, например, всплеск активности был зафиксирован во Владивостоке, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах России.


Повсюду, где проходили акции автомобилистов, протестующим в рамках закона оказывали сопротивление сотрудники ГИБДД. Проверкой документов, техническим осмотром и другими методами постовые старались сбавить напряжение среди автолюбителей.


Против чего выступают автомобилисты? Против очень многого: запрета на праворульные машины; резкого и насильственного, по их мнению, введения экологического стандарта Евро-2; постоянных изменений в правилах дорожного движения; устаревшей системы работы ГАИ...


Протест выражается по-разному - от постоянно включенного ближнего света фар и ленточек на антеннах автомобилей, до целых колонн, парализующих движение.


«Руль справа – наше право»
В субботу в Томске протестовали «праворульные», и выглядело это так.


Автомобили с правыми рулями подъезжают к томскому Дворцу зрелищ и спорта, но въезд на площадь перекрыт патрульными машинами ГИБДД. На самой площади трактор чистит снег. Водители вынуждены останавливаться в стороне от места, где намечено проведения митинга. Пока автовладельцы собираются, те, кто уже на месте, обсуждают решение правительства России о запрете машин с правым рулем.


- В чем проблема? – возмущается один. - Моя машина с правым рулем соответствует всем международным нормам безопасности, в отличие от «Жигулей».


- Недавно прошла информация, - доверительно сообщает другой, - что АвтоВАЗ затарился своими автомобилями. Более 130 тысяч автомобилей находятся в Самаре, они их продать не могут. Скорее всего, это лоббизм на парламентском уровне.


- Это ударит, прежде всего, по людям, которые впервые покупают машины и, с одной стороны, не хотят ездить на развалюхах, а с другой, не имеют денег на дорогие машины, - предполагает третий.


Водители думают, что делать дальше – собираться на митинг или проехать по улицам Томска в знак протеста. Тут же всем желающим раздают ленточки и листовки с лозунгом: «Руль справа – наше право». В это время милиционеры на площади заявляют, что ничего о митинге в защиту праворульных машин не знают, а если он начнется, будут расценивать его как несанкционированный.


«Такие вещи делают по закону: подается заявка для проведения мероприятия. После этого дается разрешение, выставляется охрана общественного порядка. Я так понял, что у них разрешения на это мероприятие нет, так что мы будем расценивать подобные действия с их стороны как незаконные», - предупредил Али Пашаев, заместитель начальника Кировского РОВД Томска.


Через несколько минут из толпы автомобилистов начинают доноситься призывы: «Выступим категорически против этого решения, в защиту своих личных прав», «Это наше право - выбирать, на чем нам ездить».


Представители органов правопорядка призывают митинг прекратить. Но владельцы праворульных машин акцию не прекращают и не расходятся. Милиция пытается задержать одного из выступающих, остальные встают на его защиту. Начинается потасовка. Несколько минут спустя водители расходятся, решают проехать колонной с включенными фарами по центру города, заявляя напоследок, что это не последняя их акция протеста.


«Нас 40 миллионов, и конфликт с нами может быть жестким»
Пусть далеко не все акции протеста выглядят мощными и осмысленными, однако стремительный рост их количества и частота, с которой они проводятся, свидетельствуют: автомобилисты стали проявлять себя как реальная сплоченная политическая сила, которую государство не может далее игнорировать. Так комментирует действия коллег из народного движения автомобилистов "Свобода выбора" председатель другой организации - Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.


«Напряжение нарастает, - говорит он, - потому что власть, к сожалению, делает все, чтобы поставить автомобилистов на колени и высосать из них последние соки. Причем это делается как за счет каких-то реальных шагов, так и за счет непродуманных заявлений.


Скажем, заявление о запрете правого руля не имеет под собой серьезных оснований, но, тем не менее, оно вызвало бурную реакцию, прежде всего, на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири.


Кроме того, есть и реальные шаги. Скажем, на следующей неделе в Государственной думе будет рассматриваться законопроект, внесенный депутатами от «Единой России», а по сути дела подготовленный представителями ГИБДД, которым предоставляются серьезные дополнительные возможности (я бы сказал, коррупционные возможности) сотрудникам ГИБДД наказывать водителей, ставить их на колени, делать с ними все, что заблагорассудится. Об этом много говорилось. И как я понимаю, реакция была направлена, в том числе, против этого закона.


А вообще под этим есть одна серьезная подоплека. Как мне кажется, она состоит в том, что собственники автомобилей принадлежат к среднему классу, то есть это как раз тот слой, за счет которого можно поживиться. Нынешнее российское государство не обижает крупнейших собственников, так называемых олигархов, если не считать тех, кто нелоялен к нынешней власти и потому ей неугоден. Но в основном власть защищает класс олигархов.


Виктор Похмелкин поддерживает действия коллег из "Свободы выбора"


А что касается среднего класса – это как раз тот самый слой, за счет которого можно решать свои экономические проблемы и выжать из него средства, необходимые для различных целей. Ведь государству и власти надо за счет кого-то жить. Крупный бизнес, который лоялен власти, не трогают, а бедные слои, понятно, ничего дать не могут. Так что остается средний класс - владельцы автомобилей. Люди не богатые, но и не бедные, потому что имеют какую-то собственность.


Их по разным моментам можно обложить различной данью - это и автогражданка, это и транспортный налог, это и цены на бензин или на газовое топливо, которые недавно пообещали поднять в два раза, это поборы на дорогах в виде разнообразных взяток и так далее.


Есть еще один момент: несмотря на все акции протеста, все-таки автомобилисты – это люди, которым невыгодны революционные потрясения. Они заинтересованы в некоторой стабильности, они хотели бы порядка, нормальных отношений. Да, их вынуждают к этим акциям, но, ясное дело, что это не маргиналы, не люмпены, которым нечего терять и которые способны на революционные потрясения. Власть это тоже понимает, поэтому всерьез их не боится.


Но, мне кажется, что все-таки наступает некий перелом, потому что автомобилисты показали себя серьезной социальной силой, которая научилась защищать свои права. Я надеюсь, что власть сможет и научится с этим считаться. В противном случае конфликт между сорока миллионами людей, которые так или иначе имеют отношение к автомобилям, и власть имущими будет очень жестким».