Палестинская автономия на грани гражданской войны

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Александр Гостев и Ровшан Гусейнов.



Кирилл Кобрин: В секторе Газа продолжаются вооруженные столкновения между сторонниками движений ФАТХ и ХАМАС - несмотря на достигнутую вчера договоренность о перемирии. ХАМАС обвиняет главу Палестинской автономии Махмуда Аббаса, который объявил о намерении провести досрочные выборы в автономии, в попытке государственного переворота. Сегодня в Рамаллах в попытке урегулировать конфликт прилетел премьер-министр Великобритании Тони Блэр, который уже встретился с Аббасом.



Александр Гостев: Председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас во время переговоров с Тони Блэром в Рамаллахе сегодня вновь заявил, что не откажется от намерения организовать в автономии досрочные выборы руководителя и парламента. Британский премьер выразил поддержку палестинскому лидеру и подтвердил, что международное сообщество приветствует намерения Махмуда Аббаса возобновить мирные переговоры с Израилем, результатом которых должно стать создание Палестинского государства.



Тони Блэр: То, что нам нужно сейчас, - это осознать тот факт, что глава автономии после многомесячных попыток найти компромисс заявил: что ж, на нашем пути возникли определенные препятствия, но я готов найти возможность их преодоления и обеспечить движение вперед. Да, это именно так, всё довольно просто.



Александр Гостев: После встречи Блэр и Аббас провели пресс-конференцию, во время которой Аббас призвал ликвидировать двоевластие в автономии и создать новое правительство, так как только новый кабинет министров, по его словам, сможет положить конец международной изоляции палестинцев. Блэр добавил, что "выбор формулы "двух государств" - единственный путь от войны к миру во всем регионе". Махмуд Аббас подтвердил свою готовность к "серьезным переговорам" с Израилем и намерение встретиться с израильским премьер-министром Эхудом Ольмертом.


О подробностях последних вооруженных столкновений в Палестинской автономии рассказывает корреспондент Радио Свобода на Ближнем Востоке Ровшан Гусейнов.



Ровшан Гусейнов: Председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас объявил о намерении провести досрочные выборы, обвинив ХАМАС в экстремизме и непоследовательности, после провала переговоров о создании правительства национального единства. По мнению многих, создание такого правительства сделало бы возможным возобновление финансовой помощи Запада, в которой было отказано правительству ХАМАС.


ХАМАС и ФАТХ обвиняют друг друга в нарушении перемирия, которое было объявлено минувшей ночью. По сообщениям, на улицах Газы продолжаются вооруженные столкновения. В воскресенье в результате перестрелок погибли по меньшей мере три человека. Дважды была обстреляна резиденция Махмуда Аббаса в его отсутствие, также был атакован кортеж министра иностранных дел от ХАМАС Мухмуда аз-Захара, который тоже в это время находился в другом месте. Нападению подверглась также база гвардейцев Аббаса в Газе. Представитель ФАТХ Сафьян абу-Зайда заявил, что, несмотря на единичные перестрелки, в настоящее время в секторе Газа установилось относительное затишье. Вместе с тем он с определенной долей уверенности предсказал возобновление столкновений в ближайшем будущем. По словам абу-Зайда, ХАМАС намерен сорвать досрочные парламентские выборы.


Тема выборов действительно очень болезненна для ХАМАСА. В начале года партии исламистов удалось победить на выборах и сформировать свое правительство, которое теперь пытается распустить Махмуд Аббас.



Махмуд аз-Захар: Мы не позволим провести выборы и не намерены участвовать в них. Мы, правительство, не будем проводить никаких выборов, и Центризбирком должен подчиниться этому решению.



Ровшан Гусейнов: Заявил министр иностранных дел Палестинской автономии Махмуд аз-Захар.


Представитель ХАМАС Исмаил Рудван сообщил, что фракции договорились продолжить переговоры о создании правительства национального единства, прекратить вооруженные демонстрации, вернуть силы безопасности в казармы, освободить заложников, снять осаду министерств и государственных учреждений. По сообщениям, после объявления перемирия часть заложников была освобождена. К соглашению, достигнутому при посредничестве египетских представителей, позже присоединились менее значительные группировки, включая "Исламский джихад" и Народный фронт освобождения Палестины. ФАТХ объявил, что старается контролировать действия своих боевиков и ожидает того же от ХАМАС.



Александр Гостев: Поддержку главе Палестинской автономии Махмуду Аббасу выразили Соединенные Штаты и Европейский союз. Россия призвала к сохранению согласия в автономии. Как заявил российский МИД, решение Аббаса провести досрочные выборы стало результатом нарастания кризиса во внутрипалестинских делах.


Однако никакие заявления и призывы до сих пор не смогли убедить ХАМАС прекратить вооруженные столкновения. Почему? Мнение доктора исторических наук, профессора Института востоковедения Российской академии наук Ирины Звягельской.



Ирина Звягельская: Почему, собственно, столь негативная реакция? Достаточно вспомнить, что, как бы ни относиться к самим ХАМАСовцам, но они были избраны совершенно законным образом, на первых свободных выборах, которые проводились в Палестине. При этом надо сказать, что их успех зависел от двух факторов. Один фактор хорошо известен - это отсутствие мирного процесса, это продолжение противостояния с Израилем. И ХАМАС всегда старался монополизировать вот это военное противостояние, взять его под свой контроль и позиционировать себя как единственную силу, которая способна чего-то добиться в противостоянии с Израилем. Но был и другой фактор, о котором тоже не стоит забывать, и этот другой фактор, он уже был, собственно, внутрипалестинский, - это и коррупция, это и усталость населения от чиновников из ФАТХ, которые демонстрировали полное неумение управлять и работать в условиях палестинской администрации. И в конечном итоге голосование в Палестине в известной мере было протестным. Поддержали ХАМАСовцев, потому что они честные, потому что они никак не замараны в коррупции, поскольку они очень много делали в социальном плане и так далее.


То есть ХАМАСовцы были избраны на совершенно законной основе, я хочу это подчеркнуть, они действительно получили большинство. И для них то, что их не признали те державы, в том числе прежде всего Запад, который сам выступал за свободный выборы, - это было неким оскорблением. Потому что коли ты поддерживаешь свободные выборы, то признавай результаты, другого выхода нет. В условиях, когда им предлагаются внеочередные выборы, они расценивают это как то, что сам президент ставит под сомнение некую их легитимность, не считает, что они действительно пришли к власти законным, выборным путем. Конечно, этого им не хочется.


Хотя, если подумать о том, что получится на этих выборах, если они вообще будут проведены, смогут ли ХАМАСовцы сохранить свои позиции, я думаю, что, в принципе, они имеют большие шансы. Но всегда они могут думать, что у Аббаса есть какой-то собственный план, что он, наконец, мобилизует по-настоящему своих сторонников, что, в конце концов, им удастся действительно побудить людей голосовать за себя. Ну, всегда есть доля сомнения, и здесь она может быть достаточно велика. Контроль над силовыми структурами, по-моему, все еще остается в основном в руках ФАТХ, и это очень важно. Что касается ХАМАС, у них есть достаточно мощные, активные собственные боевые структуры, с которыми достаточно трудно иметь дело.