Инвесторы идут в Россию зарабатывать деньги, а не читать мораль

«Газпром» собирается приобрести долю в проекте «Сахалин-2» за деньги, а не с помощью обмена активами. Об этом сегодня рассказал журналистам заместитель министра промышленности и энергетики России Андрей Дементьев. Ранее глава совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев заявил, что монополия заплатит за 50%-ную долю в проекте денежными средствами или деньгами и активами.


Изначально «Газпром» претендовал на меньшую долю «Сахалина-2». Дочернее предприятие англо-голландской компании Royal Dutch/Shell - Shell Sakhalin Holdings, у которой 55% акций оператора проекта Sakhalin Energy, была согласна обменять 25% плюс 1 акция в «Сахалине-2» в обмен на долю в проекте «Заполярное-неоком».


Однако сделка не состоялась. Sakhalin Energy решила в два раза увеличить смету проекта – до 20 миллиардов долларов, что, по словам экспертов, повысило бы стоимость вхождения в проект «Газпрома» и лишило бюджет большой части прибыли. Поэтому новая смета так и не была одобрена российским правительством. В то же время Росприродназдор и Минприроды обнаружили у оператора проекта нарушения экологического и лицензионного законодательства.


Заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что его ведомство в марте будущего года начнет судебный процесс против оператора «Сахалина-2». Иски планируется подать в суды нескольких юрисдикций, в том числе российский и Стокгольмский арбитраж.


Многие эксперты и западные СМИ сочли угрозу судебного разбирательства давлением на Sakhalin Energy для упрощения вхождения в проект «Газпрома». В этих условиях переговоры между Shell и монополией возобновились, и в начале декабря англо-голландский концерн предложил холдингу новые условия - передачу мажоритарного пакета из долей всех трех участников проекта, включая японские Mitsui и Mitsubishi. К концу недели, как ожидают в Shell, договоренность о сделке будет достигнута.


Однако встает вопрос о стоимости проекта. Накануне Союз акционеров ОАО «Газпром» направил в правительства обращение с просьбой в ходе переговоров с Shell, Mitsui и Mitsubishi исходить «исключительно из первоначальной [низкой] стоимости проекта и в полной мере учесть экологический ущерб, нанесенный России при его реализации», сообщает «Инетрфакс».


Ущерб этот, кстати, оценивается в 10 миллиардов долларов – что почти полностью составляет ту самую первоначальную стоимость проекта. Союз также приветствует намерения Росприроднадзора начать судебное разбирательство по иску ведомства против оператора проекта компании Sakhalin Energy, который, как считают некоторые эксперты, еще больше обесценят компанию.


Россия выигрывает сравнение с Ближним Востоком


Ситуацию вокруг «Сахалина-2» иностранные СМИ оценивают как нефтяные игры Кремля. В результате этих игр, предупредила во вторник New York Times «у России есть равные шансы превратиться в парию или энергетическую сверхдержаву». Газета призывает западных инвесторов наконец-то решить для себя, позволят ли они дальше Кремлю пренебрегать своими правами или они готовы напомнить Москве, что она нуждается в них не меньше, чем они в ней.


На вопрос, как сами западные инвесторы относятся к подобным призывам и ситуации, Радио Свобода ответил профессор экономики Гуверовского института США Михаил Бернштам:


- Есть такое знаменитое выражение: бизнес Америки – это бизнес. Бизнес нефтяных компаний – это бизнес. Им не важно, частные лица или правительство в России, в Саудовской Аравии или в Иране является собственником нефтяных компаний, до тех пор, пока растет производство, пока бизнес расширяется, и до тех пор, пока можно получать прибыль. И если правительство будет нарушать какие-то принципиальные установки, тогда, естественно, западные компании выведут свои активы.
Не является их задачей ни российские реформы, ни улучшение отношений с Россией, ни соблюдение каких-то этических правил и даже ни соблюдение юридических правил. Он сидят и каждый день считают. До тех пор, пока производство растет, пока акции этих компаний поднимаются благодаря их делу в России, западные компании удовлетворены. Это нормальное ведение бизнеса для мультинациональных нефтяных компаний. Они пережили очень много таких шоков во всех частях мира. Россия по сравнению с Ближним Востоком сегодня является более надежным партнером.


- New York Times, однако, говорит, что пора взглянуть на действия российских властей принципиально: их пренебрежение правами даже крупнейших западных компаний обещает мало хорошего и самой России и миру.


- У каждого сегмента западного общества свои задачи и своя модель поведения. Для New York Times очень важно стараться держать высокую моральную позицию, смотреть традиционно с точки зрения внешнеполитических интересов. А нефтяные компании находятся на рынке для того, чтобы зарабатывать деньги. Поэтому призывать их относиться с какой-то моральной позицией к нефтяному бизнесу в России, - это то же самое, как New York Times призывает «Уолмарт» больше заботиться о медицинском обслуживании своих работников. Понятно, что New York Times занимает такую позицию, и понятно, что бизнес на эту позицию не реагирует. Внешне западные компании выпустят заявления, в которых они будут бить себя в грудь и обещать соответствовать каким-то моральным принципам, но будет продолжаться бизнес такой же, какой он продолжается».