В Москве разгорелся очередной театральный скандал. С должности директора Театра наций уволен Михаил Чигирь. Новым директором назначен актер Евгений Миронов.
Театр Наций расположен в самом центре Москвы, в Петровском переулке, в старинном здании, где некогда располагался Театр Корша. С 1989 года он стал именоваться театром Дружбы народов, а с 1991 года — Театром Наций. Чем уникален этот театр, объясняет Михаил Чигирь: «Это первый опыт создания театра в Москве и в России, свободного от труппы, то есть продюсерский театр. Театр, призванный показывать искусство других театров, но и не чуждого к созданию своих произведений, поиска новых форм, имен. Мне казалось, что это главное призвание театра, его уникальность. Именно эта уникальность и не давала покоя все время существования театра».
Театр участвовал в европейских фестивалях, проводил на своей сцене фестивали театров малых городов и фестиваль современной хореографии «Цех». Здесь же представляли совместно с Французским культурным центром проект «Другой театр», проводили фестивали в российской провинции и выпускали свои собственные спектакли.
Через несколько месяцев театр должен был праздновать 20-летний юбилей. Не прошло и года с тех пор, как его основателю Михаилу Чигирю исполнилось шестьдесят лет, его награждали, поздравляли и хвалили те самые люди, которые теперь, в одночасье уволили его с занимаемой должности. О том, как развивались события, рассказывает Михаил Чигирь, упоминаемые им фамилии принадлежат чиновникам из Федерального агентства по культуре и кинематографии.
«Агентством была запланирована в свое время ревизия плановая, — говорит Михаил Чигирь. — Надеялись на результаты ревизии. Просто снимут без шума, то есть замазан человек, он не будет сопротивляться. Но не рассчитали, потому что все-таки я был в свое время начальником контрольно-ревизионного управления Министерства культуры. По результатам ревизии, кроме как на замечания, ничего не смогли натянуть. Вызвала меня госпожа Кабахидзе и сказала, что вынуждена со мной расторгнуть договор раньше срока по причине того, что там такое в акте ревизии. Я, правда, говорит, не читала, но там такое… Я убедил ее, что там ничего такого нет. Начались другие аргументы. Творческих претензий за все эти годы не высказывалось. Мне казалось, что театр достаточно интересно работает. Последним был аргумент, вообще смешной, что должна быть ротация. Она сказал, что потом, ладно, мы еще поговорим.
После чего, уже в середине ноября, я был вызвал к Швыдкому, руководителю Агентства, который сказал о том, что ты же понимаешь, что на театр все равно будут нападать. "Я тоже уже, наверное, покину этот пост, тогда не смогу защитить. Табакова, например, я могу защитить. А вот от молодых его, которые великолепно провели фестиваль "Территория", вот от них защититься уже тяжело будет мне". Все. Мы расстались. Я начинаю предпринимать какие-то попытки защититься сам. Образовал даже попечительский совет во главе с Сергеем Михайловичем Мироновым. Уже были предприняты все шаги, разработано положение о попечительском совете. Видно это и ускорило мое увольнение. Потому что иначе просто объяснить нельзя, что человека день в день вызывают, вручают приказ об освобождении, и о назначении опять же директором господина Миронова», — заключил Михаил Чигирь.
Михаил Швыдкой сообщил информационным агентствам: «Решение о смене руководства продиктовано тем, что деятельность этого уникального учреждения культуры необходимо оживить, сделать более современной. Чигирь — опытный и профессиональный человек, но уже выработавший определенный ресурс. Многие привыкли относиться к высоким должностям как к неким пожизненным рентам, что совершенно неправильно».
Прежде ни о какой ротации на такие должности и речи не было. Если говорить о возрасте Чигиря, то в городе есть и такие директора театров, которым по 85 лет, если же речь — о модели Театра Наций, то она как раз очень современна. Удивительно и то, что на Театр Корша в разные годы претендовали Олег Табаков и Петр Фоменко, но обоим было отказано.
Общественность обсуждает две версии. Первая: ноги растут из администрации президента Российской Федерации. Дело в том, что недавно в Москве прошел фестиваль «Территория». Григорий Заславский пишет в «Независимой газете»: «Спектаклей на фестивале было два , но оба совершенно определенного направления, с многочисленными обнажениями, чаще мужского, чем женского, тела, с использованием всех тех приемов, которые характерны для экспериментального театра, где шок важнее смысла». Спектаклей, правда, было четыре, но два из них подходят под описание. Так вот, участников «Территории» приветствовал заместитель главы администрации президента Владислав Сурков, а одним из организаторов фестиваля был как раз Евгений Миронов. Возможно, что именно высокий покровитель способствовал назначению Евгения Миронова на должность директора Театра Наций. Вторую версию предложил сам Михаил Чигирь. Речь — о лакомом кусочке в центре города, старинном здании и прилегающей к нему земле.
«Если бы в цивилизованном мы мире жили, принимали бы людей с программами, выбирали бы, кто лучше руководил этим делом, то есть делом Театра Наций, — убежден Михаил Чигирь. — На самом деле, это никого не заботит. Театр Наций ликвидируется. Еще раз повторяю, что никто не заботится о развитии этого дела. Театр Наций ликвидируется в угоду коммерческим интересам. 1 января начинает работать закон, который разрешает продажу памятников культуры для их лучшего использования. Наверное, поэтому надо было поспешить».
— То есть вы опасаетесь того, что новое руководство театра, кем бы оно ни было, получит возможность продать просто здание бывшего Театра Корша, нынешнего Театра Наций?
— Совершенно верно. Правда, может быть, он останется театром. А чей он уже будет, Миронова ли, еще чей-то, этого я уже не знаю.
Совсем недавно в Театр на Сретенке был назначен директором Алексей Малобродский. Сделано это было против воли руководителя театра Анатолия Васильева, и театральная общественность дружно заклеймила новоиспеченного директора позором. Теперь на месте Малобродского оказался один из лучших современных актеров Евгений Миронов. Сам он, выйдя на работу, немедленно оформил отпуск на 9 дней, занят на репетициях нового спектакля и от комментариев уклоняется.