Сегодня утром глава парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин представил сенаторам итоговый доклад о проделанной работе. Решение заслушать доклад члены верхней палаты парламента приняли сегодня утром. Предварительная версия доклада торшинской комиссии была опубликована еще год назад. С тех пор появился и альтернативный доклад, подготовленный депутатом Госдумы Юрием Савельевым. Окончательный официальный текст выводов комиссии Торшина не остался без изменений, но большинство замечаний, сделанных Савельевым, учтены в нем не были.
Что нового появилось в докладе? Сенатор Александр Торшин сообщил сегодня коллегам, что установлен еще один боевик, который смог уйти из школы живым, это личный телохранитель Шамиля Басаева Юнус Мациев по кличке Абу-Радий. Как заявил Торшин, он объявлен в розыск, в ближайшее время ему будет заочно предъявлено обвинение.
Сама операция по захвату школы, отметил докладчик, готовилась заранее: « Акция […] была тщательно спланирована главарями террористического подполья и готовилась задолго до ее осуществления. Организаторами террористического акта в Беслане были [ Аслан ] Масхадов, Басаев, Абу-Дзейт и Хашиев. Непосредственным исполнением терактов руководил Хучбаров, его позывной "Полковник"».
Согласно выводам торшинской комиссии, в захвате школы приняли непосредственное участие 32 боевика, два члена группы Хучбарова оставались в базовом лагере для поддержания связи. Депутат Савельев в своем докладе утверждает, что нападавших было больше - от 56 до 78 человек.
Как сегодня заявил г-н Торшин, его комиссия не подтверждает сведений, что по школе стреляли из танков в то время, когда там находились заложники ; в докладе депутата Савельева есть сведения о том, что обстрел школы велся и когда дети выбегали из здания.
У жителей самого Беслана нет особого доверия к комиссии Александра Торшина. Как не раз говорили в комитете «Матери Беслана», намного больше правды о событиях 1-3 сентября 2004 года содержится в докладе депутата Савельева. Сусанна Дудиева так оценивает те фрагменты окончательной версии доклада парламентской комиссии, о которых уже сообщили СМИ:
- Несколько пунктов, по которым делались категоричные заявления, - все это возмущает. Меня вообще возмущает сама эта комиссия, которая была наделена такими правами и полномочиями и которая в очередной раз показала, что она способна только на чиновничью солидарность. Меня возмущает полностью доклад, то, что Торшин категорически заявляет, что террористов было 32, ровно 32 и все, 31 уничтожен и один захвачен (террорист Кулаев). Это все бездоказательно. Люди, которые были заложниками в школе, говорят, что их (террористов – РС) было гораздо больше ; многие заложники заявляют, что женщин было четыре, что на окраинах Беслана велась перестрелка. Также дает основания не верить Торшину в этом вопросе то, что очень многие заложники, которые впоследствии опознавали убитых террористов, заявляли, что среди них нет тех, которых они хорошо запомнили и опознали бы в любом виде. В частности, нет снайпера ростом выше двух метров славянской внешности. Нет террориста со шрамом, нет женщин.
Как заявил сенатор Торшин, парламентская комиссия не подтверждает сведения о том, что по школе в Беслане, когда там находились заложники, стреляли танки. Это тоже довольно спорный вывод, потому во время суда над Нурпаши Кулаевым этот пункт был подтвержден, отмечает собеседница РС:
- Это опять-таки доводы Торшина, которые подкрепляются только свидетельствами одного-двух военнослужащих. Но есть масса других свидетелей, заложников, которые подтверждают, что танки стреляли днем, стреляли по школе, когда там находились заложники.
- У меня доверие только к докладу Савельева. Там тоже предстояло бы очень много поработать еще. Но если бы Торшин хотел сделать объективный справедливый доклад, если бы Торшин был заинтересован в объективном расследовании, он бы совместно с Савельевым проработал часть его расследования, сделали бы объективные заключения, так это или не так. Но вся его комиссия оказались с противоположной стороны, они не оказали никакого содействия и поддержки Савельеву. Мы склонны верить докладу Савельева.
Представляя свой доклад сенаторам, Александр Торшин заявил, что причиной взрыва в школе были действия боевиков и что штурма здания, по сути, не было. По его мнению, перестрелка началось спонтанно, хотя подготовка к освобождению заложников подготовка все же велась.
Сенатор Торшин также заявил, что возглавляемая им комиссия продолжает получать новую информацию как от следствия, так и от Генпрокуратуры ; но никакие новые данные, по его мнению, уже не повлияют существенно на выводы комиссии.