«Газпром» заплатит за контроль над «Сахалином-2» скромную цену

«Газпром» получил контроль (50% плюс одну акцию) над проектом «Сахалин-2» за 7 миллиардов 450 миллионов долларов. Эти деньги он будет выплачивать из собственных средств, не прибегая к заимствованиям. Соглашение о сделке с представителями Royal Dutch/Shell, Mitsui &Co и Mitsubishi Corporation было подписано накануне вечером в Москве в присутствие президента России Владимира Путина. Каждый из этих акционеров оператора проекта - компании Sakhalin Energy - уменьшит свою долю на 50% при пропорциональном распределении суммы выплаты. В итоге у Shell останется 27,5% акций, у Mitsui и Mitsubishi 12,5 и 10% бумаг соответственно.


Таким образом, Sakhalin Energy продолжит осуществлять функции оператора проекта, однако ведущую роль в нем теперь будет играть российский «Газпром». При этом, как заявили стороны, работы по проекту будут продолжены в соответствии с существующим российским законодательством и соглашением о разделе продукции (СРП), однако принцип его функционирования будет несколько видоизменен, чтобы компенсировать России потери от увеличения сметы. Закроют сделку в феврале.


Выгодное для России соглашение одобрил накануне Владимир Путин. Он сказал, что Россия удовлетворена серьезным деловым подходом партнеров, которые берут риски на себя. Решение «Газпрома» войти в проект он назвал корпоративным, и не вызывающим никаких возражений со стороны Кремля.


Многие аналитики рынка считают, что «Газпром» купил долю в «Сахалине-2» по выгодной цене. Эксперты Merrill Lynch, например, мнение которых приводит «Инетрфакс», считают, что 7,45 миллиарда долларов – «скромная скидка» к оценке проекта этим банком в 17,5 миллиардов долларов. Аналитики «Альфа-Банка» отмечают, что «Газпром» входит в проект по цене, близкой к величине исторических затрат, и, таким образом, доходность остальных участников проекта от инвестиций будет близка к величине их затрат.


«Борцы за экологию Сахалина сделали свое дело: "Газпром" заплатит за контроль над "Сахалином-2" только 7,45 миллиардов долларов, а Shell, Mitsubishi и Mitsui получат на несколько миллиардов меньше рыночной цены, - пишет сегодня газета "Ведомости". Поздравляя участников с удачной сделкой, президент Владимир Путин пообещал им, что их главные проблемы позади».


Другие эксперты, если и не говорят, что сделка выгодна «Газпрому», во всяком случае считают, что монополия не переплатила. Между тем, «Газпром» мог вообще ничего не заплатить за проект, как опасались многие иностранные наблюдатели.


Генеральный директор Shell Йерун Ван дер Вир, уезжая из Москвы, «возможно, уныло думает, что могло быть и хуже», - пишет сегодняшняя Financial Times. - «Он получил трудный урок о реалиях бизнеса в сегодняшней России, а перспективам и репутации его компании нанесен удар. Когда Кремль приблизился к "Сахалину-2", не казалось невероятным, что Shell могут вынудить отдать контроль над проектом без разумной компенсации…. С российской точки зрения, взяв контроль над "Сахалином-2", Кремль "восстановил справедливость", а не экспроприировал активы, как сказал высокопоставленный российский чиновник. "Проблема в том, что в русской душе закон и справедливость – это не одно и то же", – отметил он же».


В последние несколько недель правительство агрессивно сбивало цену «Сахалина-2», считает издание, говоря о невозможности увеличения затрат и экологическом ущербе. «Был момент, когда "Газпром" утверждал, что, если принять в расчет все обстоятельства, он почти ничего не должен Shell и двум ее японским партнерам за мажоритарный контроль в проекте стоимостью 20 миллиардов долларов». Однако накануне «Газпром» заявил, что, будучи цивилизованной компанией, он «платит за акции по рыночным ценам». И Shell назвала эту цену «удовлетворительной».


Успешно захватив контроль над проектом Shell, Кремль может обратить свой пристальный взор на активы ТНК-ВР, считает другая английская газета Daily Telegraph. «Последний эпизод такого пристального внимания состоял в том, что глава федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских сказал, что ТНК-ВР должна смириться с отказом "Газпрома" позволить ей построить трубопровод в Китай».