Приступила к работе комиссия парламента Чечни по подсчету ущерба, нанесенного республике военными действиями за 12 последних лет. Федеральные власти негативно отреагировали на эту инициативу; некоторые российские политики предлагают наложить запрет на деятельность комиссии.
Как сообщает из Грозного Ахмед Султанов, комиссия не успела даже приступить к работе, как ее создание уже осудил полпред президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Он считает саму постановку вопроса неприемлемой, поскольку «ущерб от боевых действий на территории Чеченской республики был причинен Российской Федерации, в составе которой и находится Чеченская республика».
Председатель парламента Чечни Дукваха Абдурахманов, возглавивший эту комиссию, утверждает, что речь идет лишь о намерении Грозного уточнить финансовые потребности республики. Как рассказал РС его заместитель Аднан Темишев, задачей нового органа является «подсчет ущерба, нанесенного в ходе двух [ военных ] кампаний всем отраслям экономики и социальной сферы, а также гражданам. Нужно подсчитать и тот доход, который мог бы получить какой-то частный предприниматель за тот период, пока велись эти кампании».
Комиссия намерена привлечь к сотрудничеству известные в России консалтинговые фирмы. Это сделано для того, чтобы исключить возможные упреки в предвзятом подходе к подсчетам: «Мы соберем информацию, и планируем в дальнейшем ее передать в один из московских независимых экспертных институтов, чтобы под ней стояла виза не нашей республики, а именно независимой консалтинговой фирмы. Потом информацию мы передадим руководству, а дальше уже, наверное, они сами будут знать, что с ней делать».
В деле подсчета нанесенного Чечне войнами ущерба члены комиссии приводят примеры результатов предыдущих исследований. Депутат Темишев указал на подсчеты, которые провели ичкерийские власти еще в 1997 году: «Уже есть предварительная сумма подсчета ущерба, нанесенного промышленности Чеченской республики, - это три триллиона с лишним рублей. Между первой и второй кампаниями работала комиссия, у них цифра была 250 миллиардов долларов».
Независимые эксперты утверждают, что работа комиссии не может быть свободна от политических спекуляций. Политик из патриотического лагеря Михаил Делягин считает, что комиссия создана в качестве орудие давления на федеральный центр: «Это один из целого ряда шагов, которые предпринимаются уже, наверное, года полтора чеченскими властями для того, чтобы прощупать границу уступок федерального центра. Часть этих шагов заканчивается неудачей, но большая часть ведет к сильному расширению свобод и возможностей Чечни». Г-н Делягин опасается, что работа комиссии приведет к встречным претензиям к Грозному, а это усугубит восприятие россиянами региона как чуждого им образования, не входящего в состав их страны.
Предотвратить такое развитие событий, по мысли Михаила Делягина, может ликвидация комиссии и проведение подсчета ущерба в рамках совместных федерально-республиканских структур. «Федеральный центр должен распространить выдачу компенсаций за утраченное жилье не только на чеченцев, но и представителей других национальностей, которые были вынуждены бежать из Чечни. Неплохо было бы (это невозможно в существующей политической ситуации и с учетом той роли, которую играет [ Рамзан ] Кадыров в системе федеральной власти) обеспечить и финансовую прозрачность средств, которые выделяются Чечне», - полагает он.
Сотрудник правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов полагает, что только независимая общественная экспертиза в состоянии ответить на вопрос об истинных масштабах разрушений и человеческих жертв: «Неизвестно ни сколько людей убито, ни сколько людей сейчас живет там, ни сколько разрушено, ни сколько нужно восстанавливать. Подобная инвентаризация необходима хотя бы для того, чтобы оглянуться назад и понять, что же мы наделали. С другой стороны, существующие на данный момент оценки ущерба в той или иной степени всегда политизированы. Можно нарисовать любые цифры потерь и любые масштабы разрушений. Для оценки происшедшего на Северном Кавказе нужна комиссия независимая, неправительственная, не подверженная влияниям и не влекущая за собой непосредственных изменений в бюджетных строчках».