Правоохранительные органы Италии изучат действия римского врача, который помог уйти из жизни неизлечимо больному пациенту

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие журналист Алексей Букалов.



Андрей Шарый : Правоохранительные органы Италии, вероятнее всего, изучат действия римского врача Марио Риччи, который помог уйти из жизни неизлечимо больному пациенту. В течение нескольких месяцев жизнь полностью парализованного больного поддерживалась с помощью аппарата искусственного дыхания и зондов, через которые подавались питание и вода. С внешним миром несчастный общался посредством специального электронного устройства, с помощью которого он обратился к президенту страны с просьбой разрешить добровольный уход из жизни. Президент отказал. Но на эту его просьбу откликнулся врач Марио Риччи. На тему, которая активно обсуждается сейчас во всей Италии, я беседовал с римским журналистом Алексеем Букаловым.



Алексей Букалов : Идут до сих пор бурные дебаты по вопросу о допустимости автаназии – умерщвление безнадежно больных пациентов. Врачи по просьбе безнадежно больного итальянца отключили его от поддерживающей его жизнь аппаратуры. Речь идет о 60-летнем Пьерджо Уэлби, страдавшего от неизлечимой мышечной дистрофии. Он умер в ночь со среды на четверг после того, как врач Марио Риччи отключил его от аппаратуры искусственного дыхания и ввел ему успокаивающие препараты, чтобы сделать безболезненной смерть от кислородной недостаточности.


В сентябре месяце Уэлби обратился к президенту Италии Джорджо Наполитано с публичной просьбой помочь ему добиться отключения дыхательного аппарата. Римские врачи, наблюдавшие Уэлби, отказались выполнить такую просьбу. И римский суд тоже отказался даже принять к рассмотрению его как иск, ссылаясь на отсутствие в Италии закона о медицинской этике.



Андрей Шарый : Но этот доктор заявляет, что отключение искусственного жизнеобеспечения (а именно так он квалифицирует свои действия) является прекращением лечения. Его нельзя путь с автоназией. По этому поводу что-то говорят в Италии?



Алексей Букалов : Здесь такого четкого объяснения юридического пока еще не дается. Потому что резкое неприятие всей этой истории высказала Католическая церковь, в частности, несколько кардиналов Римской курии, которые заявили в этой связи свое негодование. В принципе, вопрос очень тонкий. Просто в Италии с ее прочными католическими традициями, сама мысль о терминальном больном, которому помогают уйти из жизни, звучит кощунственно. Мнения в обществе разделились. Здесь приводят пример других стран Бельгии и Дании, где в законодательном порядке оговорено право на добровольной уход из жизни неизлечимо больных.



Андрей Шарый : Доктор будет подвергнут уголовному преследованию. Об этом пишут что-то комментаторы итальянских газет?



Алексей Букалов : Пока речь идет об общественном обсуждении. Об уголовном преследовании речь пока не идет. Юридическая база здесь достаточно расплывчатая. Нет такого твердой статьи, твердого закона, под который его можно подвести.



Андрей Шарый : Сейчас имя Уэлби в заголовках новостей всех мировых агентств. Его история была известна на протяжении последних месяцев, или только сейчас о ней стали широко говорить?



Алексей Букалов : Эта история, Андрей, была известна, безусловно. Потому что сам Уэлби привлек к себе внимание. Вот это публичное обращение к президенту Наполитано. В нем прозвучал даже синтезированный компьютером механический голос Уэлби. «Я очень люблю жизнь. Одна мысль о смерти ужасает меня, - сказал он. – Но мое тело больше не принадлежит мне. Я прошу вас - дайте мне умереть». Эти слова из этого обращения обошли все газеты, все итальянские средства массовой информации.