Андерсен советского кино

Полвека спустя Эльдар Рязанов снял римейк своего дебюта

50 лет назад вышла на экран кинокомедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко в главной роли. Этот фильм остается культовым фильмов и в постсоветской России. В новогодней телепрограмме этого года был показан римейк фильма — комедия «Карнавальная ночь-2».


Эльдар Рязанов родился в 1927 году в Куйбышеве, окончил режиссерский факультет ВГИК. Начинал как режиссер-документалист. Среди самых известных работ Рязанова — комедии «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж», «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Невероятны е приключения итальянцев в России», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Забытая мелодия для флейты», драматические ленты «Жестокий романс» и «Дорогая Елена Сергеевна». Лауреат многочисленных профессиональных наград, народный артист СССР, лауреат Государственных премий.


Только что в прокат вышел новый фильм — называется «Андерсен». Главную роль в нем исполняют разные актеры: помладше и постарше. А режиссер фильма, как это у него принято, появляется в эпизоде. На самом деле, Эльдар Рязанов — и есть Андерсен советского кино, один из его лучших сказочников.


Сказки Эльдар Рязанов снимал необычные, я бы сказала, социальные. Всегда ясно, в какой стране и когда именно приключились все эти чудеса. А если история принадлежит, положим, XIX веку, как в фильме «О бедном гусаре», то и не требуется Рязанову переносить действие в другое время — современность для него не антураж, а суть. Типажи в картинах его невероятно узнаваемы. Взять хоть того же Огурцова в исполнении Игоря Ильинского — маленького такого бюрократа. Помните, как он берется редактировать все номера карнавальной ночи вплоть до балетных? Или режиссера самодеятельного театра Евгения Евстигнеева из «Берегись автомобиля», или жителей однотипных многоэтажек, интеллигентов на сотню рублей из «Иронии судьбы»? А с другой стороны, персонажи той же «Карнавальной ночи» живо напоминают маски commedia dell’arte — обманутые старикашки и молодые беззаботные, влюбленные весельчаки.


В том-то и дело, что Рязанов и его соавторы умели найти точный баланс между сиюминутным и вечным, иначе его фильмы не протянули бы и трех лет. Рязанов обладает фантастическим чутьем на актеров. Начинаешь перечислять снимавшихся у Рязанова людей — получаешь список почти всех лучших советских актеров за 50 последних лет. Конечно, многие из них сыграли грандиозные роли в других фильмах и в театрах, но всесоюзной славой большинство из них обязано именно Эльдару Рязанову. Потому что Рязанов не просто умеет выбрать того актера, который ему нужен, но и потому, что снимал комедии, а это самый любимый жанр зрителей всех времен и народов.


Корневой системой его музыкальные фильмы связаны с комедиями Александрова, а те, в свою очередь, с американскими киномюзиклами. Правда, весело спеть и станцевать историю про советского цензора много сложнее, чем историю про волшебника изумрудного города, то есть, простите, мудреца из страны Озз. И совсем, как в волшебных комедиях-сказках самого Рязанова, однажды случилось чудо. Музыка, написанная для «Карнавальной ночи» композитором Анатолием Лепиным, звучала в студии Радио Свобода. И в этот момент туда зашел Луи Армстронг. Он взял трубу и стал импровизировать, а кто-то взял все это да и записал. И вы теперь можете услышать Луи Армстронга, импровизирующего на тему «Пять минут, пять минут» из фильма «Карнавальная ночь».