Деньги – необходимое условие для больших побед. Но не единственное

Профессор Роберт Воскеричян предупреждает: деньгами надо правильно управлять

Год был очень урожайным для нашей рубрики – «Экономика большого спорта». Начался он ударно, с зимней Олимпиады в Турине, которая, как мы знаем, принесла не только рекордные результаты на спортивных площадках, но и рекордные бизнес результаты. Это была самая дорогостоящая Олимпиада и самая прибыльная. Чистая прибыль устроителей Олимпиады приблизилась к полумиллиарду евро. Причем, очень серьезный вклад внесло телевидение, продажа телевизионных прав. Если в прошлые годы основным лидером рейтингов и трансляций был, прежде всего, хоккей, потому что раз в четыре года играют сильнейшие хоккеисты планеты, это возможность увидеть всех самых лучших, то за последние 3-4 года серьезный рывок в зрелищности и телегеничности сделали такие виды спорта, как биатлон, прыжки и полеты на лыжах и, самое интересное, это успех керлинга, который занял почетное пятое место в рейтинге телевизионных трансляций Олимпиады в Турине. Постепенно бизнес окучивает новые пространства, новые виды спорта. Еще мне понравилась, если говорить об экономических итогах, рачительность хозяев туринской Олимпиады. Они построили немало прекрасных сооружений, дворцов спорта, и все это впоследствии стало работать на город. Ледовая арена превратилась в Конгресс-холл, зал для керлинга превратился в муниципальный каток. То есть во всех смыслах туринская Олимпиада, с точки зрения нашей рубрики, была выдающейся.


Теперь о чемпионате мира по футболу… Тут, конечно, и два с половиной миллиарда телезрителей, которые смотрели финальный матч, и около миллиарда евро выручки только от продажи телевизионных прав и сопутствующих коммерческих, рекламных прав, которую получила ФИФА. Но и устроители получили примерно четыреста миллионов евро чистой прибыли. Не говоря уже о том, что они оправдали строительство стадиона, инфраструктуры.
Это все цифры, которые на поверхности, они известные. Но этот чемпионат мира для меня лично знаменателен не только тем, что это выгодное мероприятие для страны, для устроителей, для ФИФА (а это выгодно уже больше 20-ти лет, по крайней мере, при Авеланже всегда было выгодно, потому что там экономика была выстроена великолепно. Блаттер получил механизм, который работает, как швейцарские часы). Но для меня этот чемпионат знаменателен тем, что, на мой взгляд, была поставлена точка в споре, который последние три-четыре года разгорался и уже достиг апогея ближе к чемпионату мира по футболу. Я имею в виду спор по поводу клубов, бизнеса и социального наполнения футбола. И группа G 14, и попытки перетянуть одеяло на себя, лишить многих полномочий и международную и европейскую федерацию ФИФА. В общем-то, клубы и стоящие за ними денежные мешки довольно серьезно подумывают в этом направлении, и мы помним истерические возгласы международных функционеров о том, что в астрономических количествах деньги выбрасываются. Это был крик отчаяния. И Мондиаль помог Блаттеру и ФИФА, в том смысле, что он поставил точку. Действительно, турнир, где играют национальные команды – главный турнир. И то, что он проходит раз в четыре года, как и Олимпийские игры, это тоже подчеркивает его статус. И экономические итоги и, самое главное – внимание. Ну разве соберет финал лиги чемпионов два с половиной миллиарда телезрителей?


И еще один момент – как можно соотнести спортивные успехи с экономическими? Если выражаться строгим математическим языком, деньги – это необходимое условие для больших побед. Большие победы – это не только один раз выиграть, например, чемпионат Европы, надо выигрывать разные турниры в разное время. Быть в обойме, что называется. Прямая связь между спортивными успехами и крупными денежными вложениями есть там, где есть реально мотивированный на успех менеджмент, который готов абсорбировать эти деньги, а не просто распределить бюджет. Абсорбировать их и направить на расширение узких мест, на селекцию (а не попытку купить одноногого игрока по цене Пеле или Рональдо). А что касается игры, то бывает, что и вред деньги наносят. Хрестоматийный пример это московское «Динамо», хотя, конечно, во второй половине федорычевской эры у московского «Динамо» уже и денег то не было. Но вначале то было все прекрасно, деньги сыпались, как из рога изобилия. И все в первую очередь, и подписывались миллионные контракты с игроками. То есть, деньги являются всего лишь инструментом для достижения определенной цели в бизнесе, в спорте. Но деньгами надо грамотно управлять. Должна быть некая система, которая работает по определенному плану, с определенной целью. В России пока, к сожалению, ничего этого нет