В Екатеринбурге с 2007 года введена поминутная оплата за местную телефонную связь

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.



Александр Гостев : В Екатеринбурге с 2007 года введена поминутная оплата за местную телефонную связь. Телефонные компании называют это «установлением социальной справедливости», то есть сколько говоришь, столько платишь. Защитники прав потребителей усмотрели в этом нововведении нарушение сразу нескольких законов. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Екатеринбурге Евгения Назарец.



Евгения Назарец : С 1 января 2007 года в Екатеринбурге подорожали коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте. Если билет в трамвай, троллейбус и автобус стал дороже на рубль - с 7 до 8 рублей, и здесь все просто, то с новыми тарифными планами местной телефонной связи екатеринбуржцам еще предстоит разобраться и определиться до 20 января. Федеральная служба по тарифам утвердила три способа оплаты, объясняет заместитель генерального директора компании «Уралсвязинформ» Леонтий Яковлев:



Леонтий Яковлев : Тариф разбивается на две составляющих. Будет постоянная составляющая для всех тарифных планов - это 130 рублей. При повременном тарифе каждая минута разговора будет стоить 25 копеек. Второй тарифный план - это комбинированный. Это те же 130 плюс дается 360 минут, и каждая последующая минута будет стоить 20 копеек. Тариф абонентский - безлимитный.



Евгения Назарец : Теперь можно сказать, что сбылась многолетняя мечта связистов о поминутной оплате. Все предыдущие 5 - 7 лет, сколько шли об этом разговоры, основным противником изменения системы оплаты был екатеринбургский Комитет по защите прав потребителей и его председатель Андрей Артемьев.



Андрей Артемьев : Любое введение каких-то ограничений - это ограничение прав и свобод граждан. У нас есть Конституция Российской Федерации, где в статье 55 части 3 записано, что права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Я задаю вопрос - а где этот федеральный закон? Постарался внимательно изучить Закон "О связи", ничего подобного я там не обнаружил.



Евгения Назарец : Телефонные операторы отыскали в законе о связи другое. Закон предписывает предоставить абоненту выбор способа оплаты телефонных разговоров. Именно это, наконец, и сделано в Екатеринбурге, настаивает заместитель генерального директора компании «Уралсвязинформ» Леонтий Яковлев:



Леонтий Яковлев : Здесь восстанавливается социальная справедливость. Много говоришь, значит, много плати. Мало говоришь, соответственно, будешь столько платить.



Евгения Назарец : Защитники прав потребителей тоже используют арифметические расчеты, но результат получают иной - права клиентов телефонных компаний ущемлены.



Андрей Артемьев : То, что они разделили на две части, должно входить в одну плату - плату за каждую минуту разговора. Вот тогда, если я ни минуты не говорил, я ни копейки не плачу, но понятно, что за каждую минуту разговора я плачу дороже. Но это честно! Есть статья 426 Гражданского кодекса, которая называется "Публичный договор". В пункте 2 этой статьи записаны следующие слова: " Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей ". Цена одной минуты в этих самых смешанных тарифах зависит от количества наговоренных минут - совершенно разная для всех потребителей. Если гражданин поговорит всего 1 минуту в течение месяца, то цена этой 1 минуты разговора для него будет стоить 130 рублей. А если он поговорит 10 тысяч минут, то вот эти 130 рублей (фиксированная часть) будет не значимой и, действительно, будет приближаться к тем самым 20 копейкам за минуту, о которых идет речь.



Евгения Назарец : Председатель Комитета по защите прав потребителей Андрей Артемьев обращает внимание, что не вполне корректно с точки зрения закона также целиком доверять телефонным компаниям учет продолжительности и цены разговоров. Абонент должен иметь такую же возможность контроля на случай спорных ситуаций. Но телефонисты не признают данные телефонных аппаратов с электронными таймерами, потому что те не сертифицированы в качестве приборов учета. Если у кого-либо из абонентов возникнут по этим поводам проблемы, Комитет по защите прав потребителей готовится начать действовать.



Андрей Артемьев : Будем, во-первых, очень внимательно изучать правовую ситуацию. Это первое, что Комитет обязан сделать. В случае, если мы установим все-таки правовое несоответствие, придется в защиту неопределенного круга потребителей подавать иск в суд.



Евгения Назарец : В связи с введением новой системы оплаты местных телефонных разговоров может появиться также обращение в антимонопольные службы. Комитет по защите прав потребителей настаивает, что тарифный план «безлимитный» - это по сути абсолютный эквивалент отмененной с этого года абонентской платы, но теперь дороже на треть. Столь резкое подорожание услуги без изменения ее качества может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства.