В Москве параллельно работают сразу две правительственные делегации из Белоруссии. Одна представлена вице-премьером Андреем Кобяковым, вторая – заместителем министра экономики Владимиром Найдуновым. О деталях пребывания в российской столице первой делегации ничего не сообщается. А вот г-н Найдунов (после полуторачасового ожидания в фойе Минэкономразвития) успел заявить, что у России «пока не готова переговорная позиция». Заместитель министра экономического развития России Андрей Шаронов, в свою очередь, заявляет, что Россия добивается лишь отмены Белоруссией пошлины на транзит нефти.
Белорусские аналитики сходятся во мнении, что ситуацию, в которую попала во вторник делегация во главе с заместителем министра экономики Белоруссии Владимиром Найдуновым, иначе как оскорбительной не назовешь. Службы Минэкономразвития не пропустили переговорщиков внутрь здания и гостям пришлось довольствоваться переговорами по внутреннему телефону.
Политолог Андрей Суздальцев объясняет такое дипломатическое новшество следующим образом: Россия просто не видит, с кем реально можно вести переговоры. По его мнению, после газовой «эпопеи» Москва вряд ли будет связываться с теми, кто уже представлял интересы официального Минска. Прежде всего это касается первого вице-премьера белорусского правительства Владимира Семашко:
- Минск рассчитывал, что введет таможенную пошлину и разменяет ее на российскую таможенную пошлину на экспорт нефти в Белоруссию. Однако эта тема и не поднимается. Приехавшую вчера делегацию во главе с замминистра экономики Найдуновым не пустили даже на порог. С кем, собственно, переговариваться? Разговаривать не будут даже с Лукашенко. Для Семашко вообще дороги в Москву нет после всех выходок с газом.
- Более-менее вопрос может обсуждаться с Сидорским (премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский – РС), остальные недоговороспособны. Ясно, что белорусская сторона отказываться от таможенной пошлины не будет. Это для нее единственный аргумент в споре с Москвой. [Но] Москва не желает даже разговаривать, стороны просто обмениваются ультиматумами. Поэтому в ближайшее время нужно ждать еще один ультиматум Москвы, еще более радикальный, потому что Россия не может так долго находится в состоянии, когда перекрыт нефтепровод. Думаю, что тема будет поставлена очень жестко в отношении таможенной зоны.
Позиция белорусской стороны на переговорах, по словам Владимира Найдунова, склоняется к тому, чтобы возвратиться к разделу экспортной пошлины на нефтепродукты. Речь будет идти о предложении отменить введенные ранее Россией таможенные пошлины на поставляемую в Белоруссию на переработку нефть. Взамен Минск согласен обеспечить перечисление пошлин от реализуемых на западных рынках нефтепродуктов в бюджеты обоих государств. По словам Найдунова, исходной позицией белорусской стороны является предложение о разделе экспортных пошлин на нефтепродукты в соотношении 50:50.
Лидер демократических сил Белоруссии Александр Милинкевич высказал сегодня уверенность, что урегулировать нефтяной кризис между Россией и Белоруссией можно лишь посредством переговоров. При этом введение Россией экспортных пошлин на нефть для своего соседа он считает логичным шагом, а вот ответ белорусской стороны неадекватным. По словам оппозиционного политика, в Минске должны понимать, что Россия может диктовать цены хотя бы потому, что является производителем энергоресурсов.
Официальные белорусские чиновники этой точки зрения не разделяют. Председатель комиссии Палаты представителей по промышленности и топливно-энергетическому комплексу Анатолий Павлович отрицает, что т.н. белорусское экономическое чудо держится исключительно на дешевых российских энергоносителях: «Я понимаю, что в России спектр политических сил разный, не все выступают за создание Союзного государства. Но когда любому хозяйственнику за полмесяца говорят, что у тебя в следующем году расходы вырастут, то вы понимаете, чем это чревато. А у нас (Белоруссии – РС) бюджет порядка 20 миллиардов долларов, и нам нужно на 4 миллиарда только по нефтяным делам иметь дополнительных расходов. Белоруссия поставлена в такие условия, что у нас нет других возможностей. Если Украина имеет возможность получать тот же газ в трех других странах СНГ, то Белоруссия “привязана” только к трубам, которые идут из Российской Федерации».
Государственный аналитический центр «EcooM» обнародовал данные социологического опроса, из которого следует, что почти 53% белорусов считают неоправданным повышение цен на газ и введение таможенных пошлин на нефть со стороны России. Показательно, что ответные меры Белоруссии по введению дополнительной оплаты российской нефти, прокачиваемой транзитом на Запад, одобрили 82,6% белорусов. Социологическое исследование проводилось в Минске и областных центрах.