«Если нефти нет, то и дружбы больше не существует»

Приемная станция "Дружбы" неподалеку от Будапешта ждет российскую нефть



Министр экономики и транспорта Венгрии Янош Кока отдал распоряжение открыть стратегические запасы нефти. Для нужд экономики страны разрешено выделять по 15 тысяч тонн ежесуточно на протяжении одной недели. Венгерские стратегические резервы рассчитаны на 90 дней, и понятно, что их хватит до той поры, пока Россия и Белоруссия окончательно договорятся. Тем не менее, проблема поставок из России топлива, газа и нефти для Венгрии стоит в очередной раз очень остро, говорит будапештский журналист Золтан Виг:

- Решение министра показывает, насколько серьезная ситуация сложилась вокруг поставок российской нефти. Есть что-то комичное в том, что нефтепровод из России в Центральную Европу до сих пор называется «Дружба». Ибо после последнего конфликта все могли бы уже прийти к простому выводу: если нефти нет, то и дружбы больше не существует. Корреспонденты, которые побывали на большом нефтеперерабатывающем заводе недалеко от Будапешта, с явной иронией заметили, что там еще стоит памятник с надписью: нефтепровод «Дружба», его конечный пункт находится под покровительством венгерского комсомола. Поэтому неизбежно задавали вопрос: не анахронизм ли вообще этот проект - символ бывшего социалистического содружества? И, как видно из реакции венгерской прессы, ответ однозначен: унаследованная от советских времен односторонняя энергетическая зависимость уже не соответствует интересам наших потребителей нашей экономики.


- Есть ли возможность для вашей страны диверсифицировать импорт энергоносителей?


- Да, и это необходимо делать. Венгерские эксперты уже работают над разными проектами. Например, прежде всего как можно получить нефть через нефтепровод из хорватского порта Риека. Но для того чтобы открыть этот альтернативный маршрут, сначала надо определить, какие танкеры могут туда доставить груз, нефть, у каких поставщиков можно это заказать. Это потребует тоже время в случае неразрешенного конфликта. С другой стороны, венгерские нефтеперерабатывающие заводы приспособлены под марку «Юралс», под российскую нефть. Технически переход на другой тип нефти может занять некоторое время.


- Могут ли пострадать двусторонние отношения Венгрии и России от этого конфликта?


- Вопрос очень уместный, потому что в Венгрии у власти находится левоцентристское правительство. В последние годы это правительство бурно развивало отношения с Россией, особенно в сфере энергетики. Идут переговоры о совместных проектах с «Газпромом». Явно пророссийская позиция Будапешта иногда даже вызывала критику со стороны других стран - членов Европейского союза, как, например, Польши, которая обвиняла Будапешт в оппортунизме. Последний конфликт стал каким-то сигналом для того, чтобы переосмыслить полезность этих проектов или переосмыслить надежность Российской Федерации как поставщика энергии.