Немцы снимают табу с кинематографического образа Гитлера

Немецкие евреи не хотят видеть даже карикатур на вождя Третьего рейха

В Эссене состоялся официальный премьерный показ новой сатирической кинокомедии «Мой фюрер - самая правдивая правда об Адольфе Гитлере». Еще до выхода в прокат фильм вызвал неоднозначную реакцию в немецком обществе. Согласно опросу общественного мнения, проведенному по заказу популярного еженедельника «Штерн», идею сатирического фильма о Гитлере отвергли 56 процентов респондентов. 35 процентов поддержали ее. С резкой критикой в адрес создателей кинокомедии выступил центральный совет евреев Германии. Еврейская общественность опасается, что выход в прокат такого фильма спровоцирует рост правоэкстремистских настроений.


В кинотеатре «Лихтбург» города Эссен – официальный премьерный показ. Создатели новой сатирической кинокомедии «Мой фюрер - самая правдивая правда об Адольфе Гитлере» представляют публике свою работу. Вход – по специальным приглашениям. Более тысячи их обладателей аплодисментами встречают режиссера картины Дани Леви и актера Хельге Шнайдера, снявшегося в роли фюрера. Несмотря на то, что многие жители Германии, по данным социологических опросов, высказываются против идеи кинокомедии об Адольфе Гитлере, никаких митингов, пикетов, транспарантов перед зданием кинотеатра «Лихтбург» не замечено.


Пришедшим на премьерный показ немецким зрителям впервые за всю послевоенную историю предоставлена возможность посмеяться над Адольфом Гитлером. Еще несколько десятилетий считалось, что после войны смеяться над фюрером могут только победители. Для немцев же любое упоминание о вожде Третьего рейха считалось дурным тоном. Гитлер в этой кинокомедии смешон и жалок. Принимает наркотики, переодевает свою собаку в нацистскую форму, сам лает по-собачьи, играет в кораблики, ползает по полу и не в состоянии произнести новогоднее обращение к немецкому народу. На помощь ему должен прийти Адольф Грюнбаум. Еврей, узник концлагеря, гениальный актер, ранее обучавший фюрера риторике.


Финальные титры зрители встречают аплодисментами. Режиссер картины Дани Леви, рассказывая собравшимся в зале о своей кинематографической работе, говорит о том, что убежден: немцам пора вслух говорить об этой эпохе в истории Германии. «Я недооценил того, что дискуссия вокруг этого фильма будут носить такой мощный характер, - признается режиссер. - Но это хорошо. Я считаю, что эту тему необходимо обсудить. Я избрал жанр комедии, так как считаю, что сегодня он, в отличие от трагедии, позволяет лучше воплотить образ Адольфа Гитлера. Комедия позволяет обострить реальность, придать гротеск действию фильма в глазах зрителей».


По словам Дани Леви, желание снять оригинальный фильм о национал-социализме возникло у него давно. Написать сценарий кинокомедии «Мой фюрер - самая правдивая правда об Адольфе Гитлере» режиссера подтолкнули фильмы «Жизнь прекрасна» Роберто Бенини и «Бункер» Оливера Хиршбигеля. Однако ни та, ни другая картина Дани Леви не понравилась. И он решил снять что-то, на его взгляд, более оригинальное.


Очень важно было найти актера на главную роль. Режиссер и музыкант Хельге Шнайдер был немало удивлен, когда Дани Леви предложил ему сыграть вождя Третьего рейха. «Эта роль заинтересовала бы каждого актера, каждого комика, – говорит Хельге Шнайдер. - Честно говоря, я не знаю, почему Дани Леви выбрал именно меня, ведь я не являюсь профессиональным актером. Я музыкант и, наверное, хорошо чувствую ритм. Может быть, именно чувство ритма было так важно в этом фильме. Мне кажется, что именно ритм обладает какой-то внутренней структурой в фильме. Я получил большое удовольствие, когда снимался в фильме. Когда я играл эту роль, для меня была важно не столько придать карикатурность образу Гитлера, сколько вникнуть в глубину проблемы. Сам исторический материал дает богатую пищу для размышлений». Исполнитель роли фюрера не считает, что режиссер фильма пытается каким-то образом пересмотреть историю,ведь сценарий, по его словам, -исключительно авторская фантазия. «Я не думаю, что этот фильм каким-то образом спровоцирует неонацистские настроения, - полагает Шнайдер. - Не стоит забывать, что фильм - это игра актеров. И не более того».


Иного мнения по поводу вышедшей на экран комедии придерживается вице-президент Центрального совета евреев Германии Дитер Грауманн : «У меня появляются боли в животе, когда я вижу, что Гитлер, на чьей совести миллионы жертв Холокоста, появляется где бы то ни было , пусть и в комедийном образе». По мнению г-на Грауманна, массовый прокат фильма «Мой фюрер - самая правдивая правда об Адольфе Гитлере» может усилить позиции правоэкстремистской Национал-демократической партии Германии.