Много нефти утекло: Белоруссия подсчитывает убытки

Трубопровод "Дружба" в последнее время не слишком-то оправдывает свое название

В Москве в пятницу вечером завершились российско-белорусские переговоры об условиях поставок российской нефти в Белоруссию и в Европу через трубопровод «Дружба», который проходит по белорусской территории. Премьер-министры двух стран Михаил Фрадков и Сергей Сидорский подписали соглашение, согласно которому экспертная пошлина на нефть, поставляемую в Белоруссию, составит 53 доллара за тонну.


Энергетическое противостояние между двумя странами началось еще в конце прошлого года, когда «Газпром» повысил цену на газ, а правительство России ввело пошлину на нефть, которая поставляется в Белоруссию. В ответ белорусская сторона установила пошлину на транзит российской нефти в Европу, и это привело к приостановке поставок примерно на сутки. В середине недели под давлением России пошлина была отмена, и поставки возобновились.


Соглашение об урегулировании экспорта российской нефти существенно уменьшит поступления в белорусский бюджет – таково общее мнение независимых экспертов. Несмотря на то, что удалось значительно снизить первоначальную планку экспортной пошлины на нефть до 53 долларов за тонну (первоначальная сумма достигала 180 долларов), все же белорусские переговорщики ехали в Москву с иной целью – говорить о полной отмене российской пошлины в отношении Белоруссии.


10 января Совет министров республики отменил собственное решение о введении с 1 января таможенного сбора за транзит российской нефти через территорию страны в размере 45 долларов за тонну, и, хотя во всем мире говорили об абсурдности подобного экономического нововведения, запретить Белоруссии взимать платежи при этом никто не мог. Все же правительство упразднило это решение и надеялось, что то же самое сделает и Россия.


Кроме того, Белоруссии придется делиться прибылью от продажи переработанной российской нефти в третьи страны. В последние 10 лет вся прибыль от реализации продукции, произведенной из российского сырья, оседала в белорусской казне. В ноябре прошлого года Владимир Путин заявил о недопустимости такого положения и объявил о реальных пропорциях: 85 процентов прибыли должны поступать в Россию, и только 15 процентов – в Белоруссию. В этом случае белорусы пытались отстоять собственные интересы, исходя из показателя 50 на 50. В итоге стороны согласились на некий усредненный вариант – 70 на 30 в пользу России. Это еще одна существенная потеря по сравнению с прошлыми годами.