Шумиха вокруг дела Козлова «выглядит недопустимым пиаром»

Адвокатам так и не удалось попасть ни к Лиане Аскеровой, ни к Алексею Френкелю

Басманный суд Москвы выдал сегодня санкцию на арест Алексея Френкеля, который подозревается в организации убийства первого заместителя главы Центробанка России Андрея Козлова. Алексей Френкель владеет сетью банков, которые были лишены ведомством Козлова лицензий и через которые, по мнению следствия, отмывались большие суммы денег. Сам Френкель свою вину полностью отрицает.


На прошлой неделе заседание суда было отложено по просьбе защиты, она просила предоставить время на подготовку к слушаниям. Однако, как рассказал РС адвокат Френкеля Игорь Трунов, попасть в следственный изолятор для встречи со своим подзащитным и другими фигурантами, которые проходят по этому делу, адвокатам так и не удалось:


«Некоторые адвокаты с декабря не могут попасть и не могут оказать юридическую помощь тем, кто содержится под следствием. И мы за это время собрали положительные характеристики, социально значимые люди нашей страны согласились дать личное поручительство, в частности - президент Международной Московской валютной биржи лично явится в суд, для того чтобы дать личное поручительство. Это, пожалуй, все, что мы смогли сделать», - комментирует Турнов.


Адвокат Лианы Аскеровой, которая арестована по подозрению в том, что по просьбе Френкеля организовала убийство Козлова, тоже не смог попасть к подзащитной и не имел возможности с ней поговорить.


«Сейчас в России законодательство подразумевает возможность встречи с подзащитным, возможность предоставления юридической помощи с разрешения следователя, - продолжает Игорь Трунов. - То есть, по Конституции, это равная сторона, это состязательный процесс, но адвокат зависим от следствия. И следствие на сегодняшний день, видимо, из-за слабости своей позиции не желает и не допускает адвокатов к тем, кто содержится в следственных изоляторах. За все то время, когда арестовали Алексея, я целыми днями каждый полчаса звоню в Генеральную прокуратуру и пытаюсь объяснить им свои права, права Алексея - право на защиту, право на квалифицированную юридическую помощь. Но ничего из этого не получается - либо телефоны молчат, либо со мной разговаривают какие-то посторонние люди. Поэтому достаточно сложная ситуация. Мои личные предположения все-таки должны строиться на каких-то процессуальных документах и тех доказательствах, которые обвинение должно нам предъявить и обязано предъявить в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, а этого оно не сделало».


Обвинение Алексея Френкеля и заявления о том, что Генпрокуратуре удалось полностью раскрыть это дело, выглядит стандартным пиаром, который неоднократно можно было слышать прокуратуры, считает правозащитник Лев Пономарев, который прокомментировал ситуацию для РС:


- Меня что удивляет, не только пиар прокуратуры, но и пиар даже адвокатов. Я так понял, что именно от адвокатов узнали фамилию задержанного банкира, что, с моей точки зрения, вообще неприемлемо. То есть все пытаются пиариться. Как на самом деле обстоит дело, конечно, мы не знаем. С другой стороны, хотелось бы надеяться на то, что действительно дело раскрыто. Потому что это очень знаковое убийство. И это нам дает надежду на будущее, на то, чтобы работали действительно такие хорошие сыщики, профессиональные сыщики.


- Некоторые юристы говорят, что у Френкеля для убийства Козлова мотива быть не может, потому что у его банка уже давно отобрали лицензию…


- Я понимаю, и я согласен с такой оценкой, но могут быть и чисто психологические мотивы, когда человек не прощает, просто принципиально всю жизнь никогда не прощал нанесенный ущерб, поэтому считает важным любое дело доводить до конца. Такое тоже может быть… Наверное, об этом надо не у меня спрашивать, а психолога или психоневролога, я уж не знаю, специалиста по человеческим душам.


- Один из заголовков в прессе по этому делу – это вопрос касается нравственной стороны дела – «Козлов и семеро убийц». Как вы к этому относитесь?


- Конечно, это все безнравственно, и, кстати, прежде всего по отношению, может быть, к Козлову. Внешне это выглядит, с моей точки зрения, недопустимым пиаром, я считаю, что это бросается в глаза. И средства массовой информации все об этом взахлеб говорят. В конце концов, есть презумпция невиновности, и пока не доказано, кричать на каждом углу, что он является преступником, - это неправильно.