Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.
Кирилл Кобрин: Басманный суд Москвы выдал санкцию на арест банкира Алексея Френкеля, которого подозревают в организации убийства первого заместителя главы Центробанка России Андрея Козлова. В свое время по инициативе Козлова были лишены лицензии банки, которыми владеет Френкель.
С делом банкира сегодня знакомился мой коллега Данила Гальперович, сейчас он в нашей студии. Данила, здравствуйте.
Данила Гальперович: Добрый день. Действительно очевидно, что в суде Алексей Френкель держался очень нервозно и уже это говорило многим наблюдателям о том, что он не чувствует себя ни защищенным своим адвокатом, ни свою позицию как-либо гарантированной. Он все время закрывался курткой, когда на него направляли телекамеры, а телекамеры в суде были крайне редко, они там появлялись только дважды, во время перерыва в заседании и при оглашении решения суда об аресте Алексея Френкеля. Это решение Александр Рассновский, судья Басманного суда, прочел, перед этим сказав телеоператорам, чтобы его не снимали.
Александр Рассновский: На основании изложенного в руководстве статьей 108-й Уголовно-процессуального кодекса России постановил избрать в отношении подозреваемого Френкеля Алексея Ефимовича, 4 марта 1971 года рождения, уроженца Москвы, гражданина Российской Федерации меру пресечения в виде заключения под стражу.
Данила Гальперович: Можно сказать, что сразу после этого Алексей Френкель покинул зал суда, советуя журналистам, которые пытались добиться от него каких-либо комментариев, никогда не судиться с Центральным банком, и заявляя о том, что его оговорили. То же самое говорит и адвокат Френкеля Игорь Трунов, который считает, что все обвинение базируется только на показаниях Лианы Аскеровой, которая так же была взята под стражу по делу об убийстве Андрея Козлова. Якобы существуют показания Лианы Аскеровой о том, что Алексей Френкель причастен к этому делу. Вот что говорит Игорь Трунов.
Игорь Трунов: Мы считаем, что решение суда необоснованно, и в течение трех суток будем обжаловать его в Московском городском суде. Считаем, что предмета исследования обстоятельств в суд представлено не было, были голословные утверждения о том, что он скроется, воспрепятствует и продолжит преступную деятельность, которой он не занимался никогда. Поэтому мы данное решение будем обжаловать.
Данила Гальперович: Таким образом, очевидно, что Игорь Трунов считает, что принятое решение об аресте незаконно. И то, что я говорил о содержании обвинений в материалах Лианы Аскеровой, Игорь Трунов говорит, что все в них не соответствует действительности.
Игорь Трунов: Аскерова, мы считаем, оговаривает Френкеля, она дает показания о том, что якобы он причастен к этому преступлению, и это единственное доказательство, имеющееся в деле. Френкель настаивает на очной ставке, которую с ним пока что отказываются проводить. Естественно, мы будем делать письменное ходатайство об очной ставке.
Данила Гальперович: Как говорит Игорь Трунов, заседание было засекречено или закрыто для прессы по требованию Генеральной прокуратуры России, которая сочла, что в этом заседании могут быть произнесены различные сведения, которые относятся к государственной тайне. Между тем, пришли Алексея Френкеля защищать представители банковского сообщества, в частности президент Московской межбанковской валютной ассоциации Алексей Мамонтов, который подписал официальное прошение о том, чтобы Алексея Френкеля выпустили под подписку о невыезде. У Алексея Мамонтова своя версия того, почему Алексей Френкель находится под следствие.
Алексей Мамонтов: Френкель был главным раздражителем для тех людей в Центральном банке, которые не только не хотели проигрывать в правовом пространстве, но, более того, это люди, которые по существу возглавляли коррупционную пирамиду в Центральном банке и имели свои собственные корыстные, меркантильные интересы. А то, что предлагал Алексей по совершенствованию этой базы, оно, конечно же, полностью устраняло этот базис. Это одно.
Второе. Все больше и чаще слышны были разговоры о том, кто и как, и когда, и сколько в Центральном банке. Алексей в последнее время, насколько мне известно, аккумулировал материалы, связанные с этой коррупционной деятельностью. Это могло тоже, так сказать, побудить тех людей в Центральном банке ускорить события, убивая сразу несколько зайцев, выбрать его именно в качестве мишени этого дела.
Данила Гальперович: Это очень серьезное заявление Алексея Мамонтова, я не мог оставить его не откомментированным и сделал официальный запрос в Департамент информации и общественных связей Центрального банка России о том, могут ли официальные представители Банка России прокомментировать слова Алексея Мамонтова о том, что в Центральном банке существует коррупция и о том, что кто-то якобы в Центральном банке был заинтересован в такой разработке Алексея Френкеля следствие и, соответственно, аресте Алексея Френкеля. Пока еще из руководства Центрального банка никто не откликнулся на официальную просьбу о комментарии. Тем не менее, вопросы уже само присутствие в суде вызывает, когда смотришь на Алексея Френкеля. Например, очевидно, что действительно с состоянием здоровья у него не очень хорошо, и Игорь Трунов говорит об этом, его адвокат. Он говорит, что к Френкелю просили вызвать "Скорую помощь" в связи с явной болью в сердце, в связи с общим самочувствием, эта "Скорая помощь" не была вызвана. Кроме того, сам Игорь Трунов был допущен до своего подзащитного, по его словам, только сегодня. Говорится о том, что до этого заседания суда Игорь Трунов не имел возможности пообщаться с Алексеем Френкелем и, соответственно, в первоначальное время после его ареста никакая адвокатская помощь ему не оказывалась.
Я так же говорил с братом Алексея Френкеля, который сказал, что для всей семьи и для него в частности арест Алексея Френкеля был абсолютной неожиданностью, что его брат никуда не скрывался во время, уже известно, идущего дела об убийстве Андрея Козлова; что у него был заграничный паспорт, но, тем не менее, он совершенно не собирался им пользоваться. Кстати, наличие загранпаспорта было сочтено и следствием, и судьей одним из оснований для того, чтобы оставлять Алексея Френкеля под стражей.
Следствие в лице представителя прокуратуры господина Смирнова, который очень быстро покинул зал суда и отказывался всячески общаться с прессой, но, тем не менее, удалось мне его по дороге захватить и спросить его мнение, он говорит, что в интересах следствия нужно, чтобы Алексей Френкель находился под арестом. Тем не менее, от господина Смирнова не удалось добиться никаких законных оснований того, что Френкель должен находиться под арестом.