Мужчина и женщина. Святочные игры

Тамара Ляленкова : Тема сегодняшней программы "Святочные игры" носит календарный характер. Потому как святки, то есть святые вечера, начинались в вечер под Рождество, а заканчивались накануне Крещения. И если современные люди не всегда могут придумать, как скоротать время долгих новогодних каникул, то в традиционной культуре праздничные дни наполнялись особыми действиями, играми, которые выполняли свои, очень важные для всего общества функции. Рассказывает старший научный сотрудник Института мировой литературы Российской академии наук Елена Миненок.



Елена Миненок : Для того чтобы нам понять святки, мы должны, прежде всего, понять, что это очень важная часть календаря. Как любая часть календаря, она, прежде всего, нацелена на благосостояние общины. Безусловно, она включает в себя восхваление членов этой общины - обход дворов, пожелание всего наилучшего, поздравления, обязательно пожелания плодородия не только земли, но и скоту, плодородия людям. Все нацелено на то, чтобы следующий год принес благосостояние, благополучие.


Если говорить о гендерном аспекте, то, конечно, такое общее мнение есть у этнографов, что все зимние праздники - это мужские праздники, а все летние праздники - это женские праздники. Все-таки ряжеными ходили только мужчины. Женщины не могли ходить ряжеными. Потому что в святках, как ни в каком другом календарном цикле, очень важен был смеховой элемент. А все-таки смех и шутка - это, в основном, мужской мир.


Любой праздник на русской почве превращается в цикл, в некий период, сакральный. Опять же, если мы немножко покопаем, соскребем христианскую идеологию, мы увидим, что там лежит мощнейшее языческое представление о двухуровневом мире - это наш мир и иной мир. Эти два мира разделены условно некоей невидимой границей, которая в праздники размывается. Что такое гадание? Это, прежде всего, контакт с иным миром. Это попытка узнать будущее или прошлое посредством вот этого контакта с иным миром.



Тамара Ляленкова : Девушки гадали, парни не гадали.



Елена Миненок : Гадали. И все-таки традиционное женское будущее больше зависело от мужчины, от мужского фактора. Ведь не мужчина шел в семью жены, а, как правило, девушка уходила в семью мужа. И даже в современной жизни все-таки женская судьба, мне кажется, больше зависит от мужского начала, а не наоборот. Вот эта зависимость и порождает желание узнать будущее.


Все достаточно просто было. Все теплое, все мягкое, на ощупь приятное символизировало положительное. Все холодное, жесткое, безусловно, ассоциируется с отрицательным. Было такое гадание вплоть до 60-х годов в деревне. Опять же тут очень интересное переплетение невинного эротизма, страха, потому что гадание всегда сопровождается страхом - это важный элемент игры. Девушки собирались в баню. Причем, ребята знали, что девушки собираются в баню. До войны в деревне нижнее белье никогда не носили. Девушки собирались гурьбой. И из окошка бани (представляете, такое маленькое окошко) вынималась слюда или стеклышко, и девушка, поднимая юбки, туда мягким местом прикасалась. А в бане находились молодые люди. Если он мягкой варежкой шлепнет по попке, то будет хороший муж, богатый. А если холодной рукой дотронется, то плохой. Такое совершенно невинное развлечение, очень смешное. Это делается большой гурьбой. Никто друг друга не видит - ни молодые люди не видят, кто там подошел к окошку, ни девушки не видят, кто хлопает. Это такая тайна. Тем не менее, это очень сильно обостряет чувственный мир, без которого замужество является просто ужасным, пресным времяпрепровождением. Все-таки момент чувственности очень важен в семье. Конечно, народная культура делала все, чтобы развивать чувственность, как у мужчин, так и у девушек.


Потом молодые люди ведь прекрасно знали, что девушки гадают. Конечно, они старались или помешать, или наоборот развеселить девушек, или напугать. Но обязательно они как-то вмешивались в девичьи гадания. Например, могли девушки ловить петуха. Перед петухом выставлялось несколько предметов - зеркало, денежки, вода, зерно, уголь - и смотрели, куда клюнет петух. Если петух клюнет в зеркальце, значит, муж будет щеголь. Если петух клюнет воду - будет пьяница. Если клюнет в денежки - будет богатый, в зерно - тоже будет богатый, в уголь - значит будет неопрятный, грязный. Иногда уголь ассоциировался со смертью, вдовой останется.


Была масса гаданий, когда девушки выходили на перекресток дорог. А что такое перекресток дорог? Это путь в наш мир и в иной мир. Девушки выходили на перекресток дорог и говорили: "Полай, полай собачка у милого на дворе". Где собака залает, в той стороне и будет жених.


Конечно, святки - это такое замечательное время, когда можно было попытаться узнать свое будущее. Это такое замечательное время, когда молодые люди в непосредственном контакте игр, песен, совместных обходов дворов - это все давало возможность новых встреч, новых знакомств.



Тамара Ляленкова : Именно в святочный период игры приобретали особое значение. Они организовывали особое свадебное пространство, сводили молодых людей вместе, давая им возможность как можно лучше проявить, показать себя. Я попросила Игоря Морозова, старшего научного сотрудника института этнологии и антропологии Российской академии наук рассказать об этом подробнее.



Игорь Морозов : Основной смысл святочных игр - это поиск пары. Это не всегда свободный, правда, выбор. Иногда он навязывается сообществом, то есть припевают. Скажем, девушки, сговорившись, исполняют какую-то припевку, в которой называются имена девушки и парня. Они обязаны потом выполнять эти игровые действия. Прохаживаются, иногда кланяются, пляшут, ссорятся, в конце концов, мирятся и целуются. Поцелуй - это, как правило, обязательное завершение такого рода игр. Поэтому часто они назывались "поцелуйными". Другое дело, что каждый мог от этого отказаться. Были специальные песни отпевки, при помощи которых можно было сказать, что я не хочу этого партнера, осмеять его. Были специальные песни, осмеивающие тех, кто пренебрегал этим общественным выбором.


Таким образом, во время святочных игр осуществлялась напряженная коммуникативная игра. Использовались разные принципы. Зимние игры в южных традициях связаны, как правило, с такими довольно для нас примитивными играми типа пряток. Могли разбиваться на партии, как правило, парочками. Где-нибудь на гумне прячутся, в овине. Пока вторая партия их ищет, они беседуют, целуются, рассказывают разные истории друг другу.


Кстати говоря, рассказывание историй - это тоже одно из распространенных святочных развлечений. Правда, вот уже в позднее время в XIX веке часто рассказчиками выступали инородцы, как правило, это цыгане. Вообще, цыган очень любили в русских деревнях - приглашали в большие села, зазывали специально на святки. Они им могли там неделями жить, рассказывать истории, сказки, показывать различные фокусы. В этом участвовали как молодежь, так и взрослые.



Тамара Ляленкова : Ведь часто девушки и парни снимали какую-то избу для проведения своих посиделок.



Игорь Морозов : Посиделки проходили в течение всего осенне-зимнего периода. До конца Масленицы, до начала Великого поста, как правило, молодежь проводила на посиделках. Но святочные посиделки выделялись. Если говорить о мужском начале, оно активнее в том смысле, что парни выступают здесь как активные женихи во всех своих ипостасях. Они могут выйти в обличии предков, искать себе невесту. Если они приходят, они устраивают пляски в своих нарядах. Они перебирают девушек, пляшут с ними, заводят разговоры, знакомства. Причем, они ходят очень часто в другие деревни. Это их поведение, особенно, когда они заходят, оно вызывающее. На севере это называлось "заходить бурлом", то есть они врываются в избу, распахивают на себе одежду, полушубки, начинают ногами стучать, отряхивать снег, что-то вроде пляски такой предварительной, кричать громко. Иногда могут вытаскивать нож, втыкать его в пол, в лавки, в потолок. Это означает, что они приходят в это пространство, как хозяева. Затем они сбрасывают эти полушубки, включаются в общие игры, начинают плясать. Понятно, что это один из способов завязывания брачных контактов. Потом приезжают родители свататься за тех девушек, которые были выбраны во время святок.


Но иногда парни и девушки собираются на так называемые свозы, то есть съезжаются в одну из деревень. Как правило, каждый год эта деревня меняется. Зависит еще и от региона, потому что многое определяет пространство игры.


В северных традициях считалось нормой, когда парень сидит на коленях у девушки, но, прежде всего, потому, что во время обычных посиделок девушки прядут. Как раз здесь активным агентом выступают парни. Они постоянно пытаются подсесть к девушкам за прялку. Сначала садятся рядом. Если девушка не делает резких движений, не отгоняет, то тогда через некоторое время парень садится ей на колени, обнимает, целуется с ней, ласкает ее и так далее. Через некоторое время, когда все расселись по коленям, обычно гасили на некоторое время свет. Так называемые поцелуйные игры. Но, как правило, такого уж невероятного ничего не происходило, потому что все понимали последствия. Даже если эти игры сопровождались подночевыванием, когда свозы (большая компания), съехались с разных деревень, в некоторых местах они вместе оставались на ночевку. Масса всяких тоже розыгрышей, шуток. Допустим, подменяют партнера, привязывают друг к другу, если кто-то заснет. Хотя, в основном, почти всю ночь разговоры, шутки. Практически спать не то, что запрещено, но как бы это не поощряется. Если кто-то заснет рядом с девушкой, над ним смеются потом. Опять-таки для парня здесь тоже есть стимул - быть все время активным. Это эротические игры разного рода.


Но традиционная игра происходит по более жестким правилам. В этом смысле современная молодежь, конечно, не смогла бы поиграть в эти традиционные игры, потому что это довольно жесткие правила игры.



Тамара Ляленкова : К сожалению, не только молодежи, но и взрослым людям бывает трудно принять условия традиционной культуры, а потому и святочные вечера каждый коротает как может, нередко и в одиночестве.