Известный литовский театральный режиссер Римас Туминас только что отказался от предложения возглавить Академический театр имени Вахтангова в Москве.
«Здесь труднее, но я остаюсь», — признался Римас Туминас вильнюсским театралам, которые с нетерпением ожидали, что же решит режиссер. Почти два десятилетия руководителем Академического театра имени Вахтангова в Москве являлся Михаил Ульянов, но годы берут свое и возраст не позволяет ему продолжать работу руководителя. Возглавить театр было предложено литовскому режиссеру, у которого с вахтанговцами давние творческие связи. В свое время в этом театре Римас Туминас поставил гоголевского «Ревизора», знаменитый, нашумевший спектакль. Сделав сложный выбор, Туминас предпочел отдать все силы своему Вильнюсскому Малому театру, который сейчас на подъеме и труппу которого называют одной из лучших в Европе.
Отказаться от фантастического предложения россиян заставили и переживания за собственных студентов. «Твердости, выдержки, — сказал режиссер, — требуется больше здесь, в Литве. Несомненно, в России было бы легче, там будто бы все готово к моему приходу. В России умеют превозносить, даже обожествлять, там традиционно существует театральная иерархия и абсолютизация руководителя театра, режиссера. Здесь, в Литве, стать героем труднее. Там для геройства место подготовлено, нужно только не совершать крупных ошибок, готовы и простить, и помочь», — говорит Туминас, отдавая должное российскому театру и российскому зрителю.
Вот что режиссер рассказал о своих впечатлениях во время гастролей Вильнюсского малого театра в Москве: «Ни в одной стране мира так тебя не прокомментируют, не проанализируют, не оценят. На Западе ограничивались только такими рецензиями, никого не интересовал сам театр. А тут интерес огромный, не только коллеги, друзья, но и строги партнеры — и Сергей Юрский, и Волчек, и Джигарханян, и Маковецкий, и Гурченко высказывали прямо тут же фразу: очень-очень свежими мы показались, живыми, свежими, неожиданными. В один голос: на сегодняшний день самая сильная труппа в Европе, актерская самая сильная. За театр порадовался я. Конечно, русский зритель немножко плюсует, восторженность уменьшить, и то достаточно для меня такого взгляда, такой оценки. По-королевски принимали и провожали, с подарками, со слезами. Конечно, тут же предложение вернуться в Россию».
— Вы знаете и литовского зрителя, и московского. Часто говорят, что московский, он такой эмоциональный, открытый, что в России зритель умеет любить. Но вот выбор ваш пал на Вильнюс.
— Да. Российский любит смотреть все, вместе и это прекрасно. Это эмоциональная волна или буря, удивительное ощущение для актеров получить вот это цунами, дождаться теплоты. Это удивительное ощущение. Ты не можешь сравнить, что хуже, что лучше, но это прекрасно.
— Но вы все-таки, по вашему же выражению, предпочли пасти своих, литовских овец.
— Да, в маленьком пространстве. В провинциальном смысле выращивать личности благородно, не знаю, может, это знак какой-то был, который я пропустил, может, неправильно поступил. Но слишком много на сей день обязанностей и ответственности. Просто на данный момент не могу, только из огромного уважения к ним и даже любви я этого не могу сделать.
— Как они реагировали?
— Одни не спали, другие не шли на работу в театр, так мне сообщили, другие в отчаянии. Даже те, которые были не уверены, что это правильный выбор, ощутили такое разочарование. Как бы остались в одиночестве. Но я принял другое предложение, то есть ставить у них, может быть, это будет Шекспир.
Совместные постановки, обязательства связывают Римаса Туминаса в Москве не только с вахтанговцами, это работа и с театром «Современник», где до сих пор с успехом идет его спектакль «Мария Стюарт», и со МХАТом Олега Табакова. Планирует литовский режиссер ставить и в театрах Западной Европы, там его тоже ждут. Но главным при самых заманчивых предложениях режиссер Туминас считает работу дома, в Вильнюсе. «Здесь труднее, — вновь повторяет он, — хотя все как будто свое. Труднее, потому что нужно побеждать обыденность, провинциальность, не забывать о ценностях, ради которых живем, но стать героем в повседневности гораздо почетнее, сложнее и осмысленнее, чем взойти на приготовленный трон. Все равно все маленькие и большие открытия в искусстве и в себе происходят в нашем доме». «Работать, то есть менять и меняться, — утверждает Римас Туминас, — нужно здесь, не где-то там». Здесь — это значит внутри себя.