«9-ю роту» обнесли «Оскаром»

За более чем 80-летнюю историю существования премии «Оскар» российские фильмы завоевали всего три награды

Американская киноакадемия представила предварительный короткий список претендентов на получение премии «Оскар» (Oscar Awards) в номинации «Лучший иностранный фильм». В списке девять фильмов, самый известный из них — «Возвращение» испанского режиссера Педро Альмадовара, а также ленты из Алжира, Канады, Дании, Франции, Германии, Мексики, Нидерландов и Швейцарии. В коротком списке премии «Оскар» в этом году нет фильмов российских режиссеров.


Кинокритик Андрей Плахов рассказывает, как составлялся шорт-лист в номинации «Лучший иностранный фильм»: «Первоначально речь идет о выборе примерно из около ста кандидатов из всех стран мира. Выбор американской академии всегда субъективен и, тем не менее, какие-то закономерности в нем проявляются. Одной из этих закономерностей в последние годы оказывается то, что туда, как правило, не попадают российские фильмы. Несмотря на то, что много говорится сегодня о подъеме российского кино, и это действительно всеми замеченный факт: и коммерчески и количественно российская кинематография быстро растет, появляются достаточно интересные художественные фильмы, которые иногда оказываются успешными на кинофестивалях, однако, не на «Оскаре».


Чем это объяснить? Все-таки по правилам американской киноакадемии выдвигает кандидата на эту премию страна. То есть, существует специальный комитет в каждой стране, в том числе и в России, который берет на себя ответственность за этот выбор. Например, в этом году была выдвинута картина Федора Бондарчука "9-я рота", в прошлые годы выдвигались картины очень разных режиссеров. Это был и "Ночной дозор" (попытка привлечь внимание к коммерческому потоку российского кино), это были и картины ярко выраженной художественной ориентации, такие как "Возвращение" Звягинцева или фильм Александра Сокурова. Но ни один из этих кандидатов не оказался на "Оскаре" успешным. Здесь уже вступают в действие соображения другого рода, чаще всего соображения, связанные с геополитикой, с представительством различных стран и культур, ну и, конечно, борьба крупных режиссерских индивидуальностей, как, например, Педро Альмадовар (Pedro Almodóvar Caballero), автор картины "Возвращение", или Гильермо дель Торо (Guillermo del Toro), который представляет мексиканский фильм "Лабиринт фавна", он тоже считается одним из оскаровских фаворитов».


— Получается, что критериями отбора ленты-победителя не всегда являются художественные достоинства фильма.
— Нет, разумеется, не всегда и очень часто этот выбор бывает в достаточной степени случайным и субъективным или отражает субъективное пристрастие киноакадемиков, которые предпочитают обычно фильмы традиционные, не слишком новаторские по форме, любят в какой-то степени экзотику, иногда эта экзотика срабатывает, иногда срабатывает и российская экзотика. В общем-то, надо сказать, что русские фильмы не были абсолютно безуспешны на протяжении 1990-х годов. Именно тогда, когда фильмов снималось мало, тем не менее, в номинацию вошли «Кавказский пленник» Сергея Бодрова, «Вор» Павла Чухрая, а фильм «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова даже получил «Оскар». Поэтому теоретически все это возможно, но вот в последние годы карты не складываются.


— Кроме «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова, еще известно, что «Война и мир» Сергея Бондарчука получил «Оскара». Какие еще фильмы были удостоены этой премии?
— Прежде всего, очень знаменитый пример и очень показательный — это картина «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. «Война и мир», это понятно, это большое эпическое полотно, русская классика, в общем-то ему само собой следовало претендовать на «Оскара». А вот «Москва слезам не верит» — это был фильм никому не известного тогда режиссера, Россия была тогда не в очень большом почете и моде, поскольку еще, ко всему прочему, произошло вторжение в Афганистан в 1980 году, а на премию «Оскар» в шорт-листе претендовали картины таких классиков, как Акира Куросава и Франсуа Трюффо. Тем не менее, именно фильм Меньшова получил в результате «Оскара». Американские академики были в восторге от того, что они узнали о том, что советские девушки ищут себе женихов не на дискотеках, а в библиотеках. Вообще, эта экзотика российской, такой интеллигентно-мещанской столичной жизни, она оказалась чрезвычайно привлекательна в форме мелодрамы, в форме такого фильма-сказки. Это очень понравилось американской киноакадемии. Поэтому всегда очень трудно что-то предугадывать, иногда шансы возникают там, где их даже совсем не ждешь.


— Если говорить о том, почему за более чем восьмидесятилетнюю историю существования премии «Оскар» всего три или четыре награды получили российские, советские фильмы, чем это можно объяснить?
— В советское время выбор этот предрешался нашими чиновниками, которые очень часто не пропускали как раз те фильмы, которые, возможно, имели бы шанс получить эту награду. Сейчас ситуация несколько иная, но, тем не менее, выбор тоже субъективен, поэтому это отчасти объясняет этот факт. С другой стороны, очень много здесь зависит от случайности, от везения, от расклада какой-то геополитической конъюнктуры, которая часто лишает шанса даже очень хорошие и достойные фильмы, не только российские, а иногда возникают на первый план совершенно неожиданные картины, которые внешне как будто бы не могут на что-то претендовать. Если мы посмотрим на историю «Оскара», в том числе по категории «Зарубежный фильм», то увидим, что часто побеждали фильмы, о которых сегодня все забыли, в то время, как картины, оставшиеся в арсенале киноклассики, прошли мимо «Оскара», или «Оскар» прошел мимо них.