Недовольные реформой ЖКХ присоединятся к Маршу несогласных

Пенсионерам на оплату коммунальных услуг едва хватает пенсии

Повышение тарифов за услуги ЖКХ власти считают экономически обоснованным и обещают установить предельно допустимый уровень роста цен на услуги не более 15-20%. Однако у россиян другое мнение. В минувшие выходные сразу в нескольких городах России прошли акции протеста против жилищно-коммунальной реформы. На улицы вышли жители Москвы, Омска и Саранска. А чуть ранее подобные акции состоялись в десятках других городов - Калининграде, Краснодаре, Самаре и Ижевске. Протестующие недовольны увеличением тарифов и услугами, зачастую довольно низкого качества, которые предлагаются за эти деньги.


В Омске в воскресенье также протестовали против роста цен на пользование домашним телефоном. По словам омичей, с 1 февраля будет дешевле звонить по мобильному. В Москве это требование тоже звучало. Недовольство вызвало и увеличение стоимости проезда в общественном транспорте.


В Саранске состоялась самая многочисленная акция. В воскресенье на Советской площади в центре города собрались около 5 тысяч человек. Общегородской митинг, организованный сразу несколькими местными отделениями политических партий и общественных организаций, был поддержан большим количеством горожан, рассказал один из руководителей республиканского отделения КПРФ Анатолий Порчайкин:


«Люди понимают, что так дальше жить нельзя. Народ поэтому и пришел сегодня, пусть пять тысяч, но сознательный протест проявляется. Здесь очень много новых людей, более молодого возраста. Есть уже и 40-летние, 30-летнего возраста. Люди активны».


С января месяца плата за обслуживание жилья в мордовской столице повысилась на 13%. Кроме того, решением региональной энергетической комиссии повысились тарифы на газ и электроэнергию. Общее повышение составило почти 20%. А с февраля в Саранске увеличится и стоимость услуг телефонной связи. Так что большинство из пришедших на митинг людей первым делом занимались подсчетом личного бюджета.


Например, у пенсионеров, средняя пенсия которых составляет 2200 рублей в месяц, на коммунальные услуги плюс телефон будет уходить 1900 рублей. На оставшиеся 300 рублей прожить месяц, разумеется, невозможно, не говоря уже о том, что пожилые люди нуждаются в зачастую дорогих лекарствах.


По заявлению местных властей, рост тарифов на оплату жилья не столь велик, как в целом по Поволжью. К тому же, даже с учетом январского повышения, стоимость коммунальных услуг в Саранске меньше, чем в других городах региона. Однако заработная плата в Мордовии одна из самых низких в Приволжском федеральном округе, так что любое, даже минимальное увеличение стоимости тарифов приводит к негативным последствиям: далеко не все граждане могут себе позволить платить квартплату даже по старым тарифам.


На митинге люди говорили и о необходимости проведения модернизации ЖКХ за счет стабилизационного фонда, а не за счет средств населения. В завершение митинга его участники приняли резолюцию-обращение к мэру Владимиру Сушкову с требованием отменить повышение тарифов в столице Мордовии.


Причины, которые толкают людей на протест против реформы жилищно-коммунального хозяйства, РС прокомментировал один из участников московской акции протеста, представитель Объединенного гражданского фронта Александр Хатов:


- Люди очень хорошо понимают, что их благосостояние, в том числе, зависит от того, сколько они будут платить за жилье, за свет, за газ, за телефон и так далее. Поскольку известно, что большая часть населения живет в нищете, то они и начинают понимать, что надо протестовать и добиваться того, чтобы эти реформы были социально выгодными, а не просто выгодными правительству, государству или еще кому-то.
Государство завинчивает гайки политические, и одновременно с этим завинчиваются гайки экономические. А это причина, по которой люди выходят на митинги, понимая, что надо объединяться для протеста. И они объединяются, причем уже объединяются не по принципу «я не могу платить коммунальные грабежи, как говорят, поэтому выхожу протестовать». Те, кто против повышения тарифов коммунальных, приходят защищать тех, у кого отбирают «ракушки». Те, у кого отбирают «ракушки», приходят протестовать вместе с теми, у кого отбирают землю в Бутово.

- Одна из целей реформ ЖКХ в России – это, скажем так, переложить оплату расходов на содержание и ремонт жилья на граждан. По вашему мнению, это возможно сейчас?


- Я считаю, что передача своей собственности в чье-то чужое управление неизбежно приведет к тому, что мы будем платить не 100%, а 210%. И все прекрасно понимают, что, кто управляет, тот и получает доход. Никто не хочет платить 210%.

- Александр, а если говорить о качестве услуг при увеличении тарифов?


- Вот самое удивительное и самое замечательное то, что тарифы растут, а услуги ухудшаются. Раньше я свободно пил воду из-под крана, никогда не было никакого у меня даже подозрения на то, что этого делать нельзя. Конечно, она не была родниковой, тем не менее, это было безопасно.

- Какой сейчас есть выход из ситуации, чтобы не доводить до массовых протестов, не доводить до масштабной всероссийской акции протеста?

- Из этой ситуации есть только один выход – принятие законов, которые гражданам выгодны, и граждане понимают, что им выгодно такие законы иметь. Но никто у нас не советуется с гражданами.

- Александр, если власти не пойдут на ваши условия, то Объединенный гражданский фронт и другие организации обещают масштабную всероссийскую акцию протеста. Есть какая-то дата уже?

- Пока точной даты нет. Мы считаем, что к марту народ созреет, и в марте можно будет провести общероссийское мероприятие – Марш несогласных, в котором как раз будут участвовать все те люди, которых к тому времени власть дожмет до необходимости организованного протеста.
Великий немецкий поэт сказал: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой». И он был прав, потому что один раз мы вышли в 1991 году защищать свободу, а потом решили, что дело сделано, а дальше пойдет все само собой. Ничего подобного никогда не происходит, и нигде в мире не происходило. Попробуйте нарушить права англичанина, американца или француза – он завопит об этом на весь мир! А мы пока что еще учимся только.