Белградские аналитики обсуждают возможность формирования в Сербии правительства демократических сил, которое могло бы приступить к решению давно назревших проблем интеграции с остальной Европой. Но на пути такой коалиции могут стать личные амбиции лидеров партий демблока.
Сразу после объявления предварительных результатов парламентских выборов в Сербии встал вопрос о том, кто сможет сформировать новое правительство. Несмотря на то, что наибольшее число голосов в парламенте имеет националистическая Сербская радикальная партия (ее лидер Воислав Шешель находится под судом Гаагского трибунала), реальными победителями все-таки считаются партии демократического блока. Только они имеют возможность сформировать новый кабинет.
Радикалы сразу признали, что они не в состоянии найти партнеров для формирования коалиции. Наблюдатели уверены, что националистам выгодно подождать, когда будет решен вопрос о статусе Косова – обретение краем независимости может повредить имиджу тех сил, которые в это время будут находиться в Сербии у власти. Уже начались консультации среди партий демократического блока.
Демократическая партия (ДП) президента страны Бориса Тадича заняла по итогам выборов второе место. Она ожидает, что именно ее представитель станет формировать новое правительство от имени демократического блока. Вице-председатель партии Драган Шутановец надеется, что избежать затяжных переговоров о коалиционном правительстве поможет осознание неотложности стоящих перед страной задач: «Логичнее всего, что та партия в коалиции, которая имеет больше всего депутатских мандатов, предлагает кандидата на пост премьер-министра. Я надеюсь, что все, кто будут вести с нами переговоры, будут уважать такой принцип. Важно сформировать правительство как можно скорее, потому что нам предстоит решить очень важные проблемы, такие, как статус Косова, сотрудничество с Гаагским трибуналом и европейская перспектива Сербии».
Однако Демократическая партия Сербии (ДПС) во главе с премьер-министром Воиславом Коштуницей не желает выпускать власть из своих рук. Отношения между лидерами сербских демократических сил традиционно не отличались теплотой. Имеются вполне резонные опасения, что из-за конкурентной борьбы правительство сформировать не удастся и придется проводить повторные выборы.
«Можно ожидать формирования правительства так называемого демократического блока. Однако это будет нелегко, это возможно лишь при давлении Запада. Нельзя исключить вероятности, что мы будем не в состоянии определить состав кабинета министров в течение трех месяцев», - отмечает белградский эксперт Срджан Богусавьевич.
Создание правящей коалиции возможно в разном формате. Прежде всего это блок ДП/ДПС, к которому могла бы присоединиться партия G17 Plus, набравшая около 6% голосов избирателей. «Такое правительство обладало бы [в парламенте] стабильным большинством, но и серьезными проблемами, связанными с разными приоритетами по важным вопросам. Коштуница и партия Тадича (как и G17 Plus) имеют разные позиции по вопросам Косова и отношений с Европейским Союзом. А если G17 примкнет к Коштунице (они вместе были в предыдущем правительстве), число их мандатов в парламенте составит 65. Сколько же имеет и Демократическая партия. В такой ситуации им будет очень тяжело достичь договоренности о разделе постов в кабинете министров», - полагает политолог.
Еще две партии, преодолевшие пятипроцентный барьер – молодая, настроенная радикально проевропейски организация либеральных демократов и реформированные социалисты бывшего сербского вождя Слободана Милошевича - пока не рассматриваются как кандидаты на участие в коалиции.
Аналитики считают, что несмотря на относительный успех националистов, существует реальная возможность прихода к власти в Сербии демократических сил. Но для этого их амбициозным лидерам необходимо преодолеть разногласия между собой.