Юрий Вачнадзе: «Возвращение в будущее»

Российский посол возвратился в Тбилиси. Четырехмесячный период холодной войны между двумя странами закончился чувствительным поражением обеих сторон.


В результате массовой, зачастую незаконной депортации грузин, нелепой дипломатической, транспортной и экономической блокады ближайшего соседа, Россия, основательно навредив своему международному имиджу, обнажила ксенофобские тенденции и была вынуждена окончательно отказаться от роли мудрого старшего брата.


В свою очередь, Грузия поставила под удар чуть ли не миллион своих соотечественников в России, лишив их возможности работать там и за счёт этого содержать свои семьи на родине. Кроме того, громогласно отказавшись платить т.н. "политическую цену" за российский газ, Грузия в конце концов заплатила её с наценкой в 5 долларов и отказалась от намерения встретить нынешний Новый год в Цхинвали.


Несмотря на всё, обе стороны публично демонстрируют своё показушное удовлетворение свершившимся: Россия удовлетворена вынужденной покупкой Грузией российского газа, Грузия же считает, что ей удалось показать всем на постсоветском пространстве, как надо высвобождаться из тисков "большого северного медведя", находить альтернативные варианты источников энергии и рынков для сбыта своих товаров.


Справедливости ради надо упомянуть об одном нюансе: частные коммерческие грузинские энергокомпании заключили с посреднической фирмой "Газпрома" лишь трехмесячный контракт – вроде бы до того времени, пока весь газ не будет поставляться в страну по сходной цене Азербайджаном и Турцией. Впрочем, тариф на бытовой газ для жителей Грузии возрастет во всех случаях.


Со своей стороны, Россия, введя драконовские законы в отношении торгующих на её рынках иностранцев – в основном, "лиц кавказской национальности", испытывает острый недостаток рабочих рук "коренных жителей" на этих рынках.


Если учесть, что большому числу грузинских иммигрантов придется вернуться в Грузию, а российские жители столкнутся с нехваткой южных овощей и фруктов, ясно, что пострадают, как всегда, простые люди.


При всём этом, произошло одно значительное событие, которое как-то не удостоилось внимания аналитиков. Что-то не припоминается, чтобы президент великой державы лично – и публично! – давал поручения послу в соседней стране в присутствии министра иностранных дел. Этим, видимо, была подчёркнута особая важность миссии Вячеслава Коваленко по возвращении в Грузию.


В то же время ясно, что президент Путин сменил гнев на милость именно после заключения контрактов на поставку российского газа в Грузию, и тем самым идентифицировал официальную российскую власть с полукоммерческой компанией "Газпром", а самого себя вроде бы утвердил в роли лоббиста своего возможного будущего места работы.


Так ли оно произойдет, покажет будущее. Одно нельзя откладывать надолго: должна исчезнуть взаимная подозрительность и связанный с ней образ врага. Пора прислушаться к словам Мераба Мамардашвили: "Не враг вызывает подозрение, а подозрение рождает врага. Враг – это олицетворение того, что в нас самих коренится в виде бессилия".