Алексей Френкель собирался разоблачить ЦБ еще в прошлом году

Письмо Алексея Френкеля было написано еще в ноябре 2006 года, но тогда его отговорили его публиковать

Арбитражный суд Москвы начинает сегодня слушания по делу о банкротстве «ВИП-банка», лицензия которого была отозвана Центробанком летом прошлого года. Между тем, бывший руководитель «ВИП-банка», который задумал судиться с ЦБ, Алексей Френкель обвиняется в организации заказного убийства первого заместителя председателя Банка России Андрея Козлова.


Накануне адвокаты обвиняемого вновь заявили, что их не пускают к подзащитному. А банковское сообщество продолжает оживленно комментировать письмо Алексея Френкеля, которое в минувшую пятницу было опубликовано в газете «Коммерсантъ». Там он обвиняет руководство ЦБ в коррупции и в сознательном преследовании тех, кто отказывается играть по правилам регулятора.


Заместитель генерального прокурора Александр Буксман считает письмо банкира Алексея Френкеля способом защиты.


По мнению председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, члена Национального банковского совета ЦБ Павла Медведева, это письма - истерическая реакция на те беды, которые, справедливо или несправедливо, обрушились на голову Френкеля: «Это такая реакция, очень банальная. Я не хочу называть фамилии, но и раньше так бывало, когда человек попадал в трудную ситуацию, часто за решетку, он пытался кого-то разоблачать», - сказал на пресс-конференции в понедельник парламентарий.


Однако адвокат Алексея Френкеля Людмила Айвар рассказала Радио Свобода, что это письмо было написано банкиром еще в ноябре:


«То, что оно появилось после того, как Алексею была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, это связано с тем, что ему просто не рекомендовали публиковать данное письмо в ноябре месяце, когда он хотел это сделать. В связи с этим это письмо осталось не опубликованым, а в связи с теми событиями, которые развернулись, его просто захотели опубликовать средства массовой информации. Я думаю, что, пока Алексей находился на свободе, никто бы его не опубликовал.
Дело все в том, что Алексей в этом письме ни в коей мере не касается своей судьбы и своего уголовного дела. На нашу работу повлияло то, что у нас появились основания полагать, что были иные мотивы убийства Козлова и не со стороны Френкеля».


Первый зампред Комитета Госдумы Павел Медведев также рассказал, что Алексей Френкель обсуждал с ним факты, изложенные в письме, полгода назад:


«Мы эти проблемы с Френкелем обсуждали полгода тому назад и не то, чтобы Френкель согласился с моей позицией, но мы с ним договорились о следующем шаге. Так вот следующего шага не было, а письмо появилось. Он критиковал законодательство и поведение Центрального банка. Мы договорились, что он принесет мне поправки, те самые, которые исправят положение. Он их не принес. Он, насколько я понимаю, настаивал на том, что законодательство должно быть устроено однозначно, чтобы не нужно было использовать волю сотрудника Центрального банка для принятия решений, чтобы нужно было поступать так, как поступает компьютер: компьютер же никогда не думает, всегда применяет некоторый алгоритм. И он настаивал на том, чтобы такой алгоритм с однозначным ответом был бы введен для надзорного органа Центрального банка. Я ему говорил, что это невозможно».


По мнению заведующего отделом экономической политики газеты «Коммерсантъ» Дмитрия Бутрина, который прокомментировал РС ситуацию, Павел Медведев лукавит:


- Он делает вид, что этих поправок не видел. Я видел эти поправки и видел предложения Московской международной валютной ассоциации, которые были направлены президенту Путину, но в них есть конструкция того, как это изменить. Я вообще не очень понимаю, будет ли у нас изменяться ситуация с банковским надзором, но то, что человек, обвиненный в уголовном преступлении, пишет статью, в которой указывается на определенные проблемы в Центральном банке, вся общественность это обсуждает и никто не верит в то, что это неправда, это очень симптоматичные вещи.


- Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков по правовым вопросам Андрей Емелин, комментируя письмо Алексея Френкеля, заявил: «Обвинения, приведенных в письме Френкеля, доказательствами не являются, а представляют собой максимум косвенные подтверждения этих доказательств, которые еще необходимо найти».


- Андрей Емелин говорил, что факты необходимо доказывать другими способами. Он прекрасно понимает, что эти факты доказывать другими способами Алексей Френкель не может.


- Глава Банка России Сергей Игнатьев в понедельник вечером выразил свое отношение к письму Алексея Френкеля. «Лично для меня очевидно: эта информация исходит от тех, кому работа Банка России мешает заниматься фиктивными банковскими операциями. Не сомневаюсь, есть немало людей, недовольных Банком России. Нельзя исключать появления подобных разоблачительных материалов и в дальнейшем», - сказал Сергей Игнатьев в интервью агентству «Интерфакс».


- По сути, в случае, если обвинения Френкеля видны, то речь идет, собственно, о шантаже государственных чиновников, преступников. Это когда государственные чиновники из Центрального банка шантажируют людей, занимающихся преступлением, вымогая из них деньги. Это очень серьезное обвинение. Само по себе появление такой информации, от кого бы оно ни исходила, хоть от обвиненного в убийстве, хоть от постороннего частного лица, оно, несомненно, нуждается в расследовании, в проверке и так далее. Проблема только в том, что теневой оборот в России огромен. И, расследуя эту ситуацию, мы сталкиваемся с необходимостью выяснять и доказывать, как устроена жизнь где-то там, может быть, в четвертой, пятой части экономики России.
Это довольно сложно, это политическая проблема, она, несомненно, не будет решена, потому что пятая часть экономики имеет своих представителей во всех органах власти. Мало того, она, будучи такого объема, не может быть даже названа в полной мере преступной. Потому что, если кругом все преступники и только государственная власть хочет выглядеть белой и чистой на этом месте, то так не бывает.