Завершается визит Владимира Путина в Индию

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.



Кирилл Кобрин : Президент России Владимир Путин завершает сегодня свой государственный визит в Индию, в ходе которого были подписаны несколько крупных соглашений, прежде всего в области ядерной энергетики и в сфере военного взаимодействия. Москва и Дели подтвердили дружественность своих отношений и готовность к продолжению тесного сотрудничества, однако России, судя по всему, предстоит уже в ближайшее время выдерживать острую конкуренцию со стороны западных стран в борьбе за индийский рынок. Тему продолжит мой коллега Андрей Шароградский.



Андрей Шароградский : Визит Владимира Путина в Дели обставлен очень торжественно. Сегодня, уже после заключения всех основных соглашений, российский президент принял участие в большом праздничном параде, посвященном Дню Республики, который отмечается в Индии. Парад начался с пушечного салюта в честь глав Индийского и Российского государств.


Еще накануне приезда Путина в Дели посол России в Индии Вячеслав Трубников назвал главным пунктом повестки дня двустороннее сотрудничество в области ядерной энергетики. Это подтвердил и сам Владимир Путин.



Владимир Путин : Крайне важным считаем завершение проекта строительства индийской АЭС Куданкулам. Намерены и в дальнейшем расширять сотрудничество двух стран в сфере использования мирного атома.



Андрей Шароградский : В ходе саммита Путин и премьер-министр Индии Манмохан Сингх подписали соглашение о строительстве в Индии четырех ядерных реакторов. На торжественной церемонии по этому поводу Сингх заявил:



Манмохан Сингх : Энергетическая безопасность - важнейшая область нашего стратегического партнерства. Роль России, как мирового лидера в области энергетики, общепризнанна. Мы надеемся на долгосрочное сотрудничество с Россией в это жизненно важной для нас сфере.



Андрей Шароградский : Сотрудничество, причем очень тесное, в области ядерной энергетики является традиционным для российско-индийских, а ранее для советско-индийских отношений. В то же время, относительно недавно Индия получила доступ к американским технологиям в этой сфере, которых в течение долгого времени она была лишена, так как не являлась участником Договора о нераспространении ядерного оружия. Теперь же, после отмены этих ограничений, США могут составить конкуренцию России. Впрочем на индийском рынке, учитывая быстрые темпы роста экономики Индии, а, соответственно и увеличение объемов энергопотребления, пока сохраняется простор для действий как России, так и Соединенных Штатов. Это отмечает в интервью Радио Свобода и эксперт по американо-индийским отношениям фонда "Наследие" Лиса Кертис.



Лиса Кертис: Я не думаю, что в США на укрепление российско-индийских связей, в том числе ядерных, оборонных и космических, могут смотреть как на угрозу своим интересам в Индии. Но какой-то градус конкуренции есть, особенно в том, что касается поставок ядерного оборудования. Как известно, президент Буш приложил много усилий, чтобы уговорить конгресс разрешить продажу Индии материалов для ядерных электростанций. Мы рассчитываем, что российско-индийские договорённости не помешают расцвету американо-индийской торговли, в том числе в области обороны и мирного атома.



Андрей Шароградский : Военно-техническое сотрудничество - еще одна важнейшая сфера российско-индийских отношений. Перед приездом Владимира Путина в Дели были подписаны два крупных контракта о совместной разработке и строительстве военно-транспортного самолета и авиационных двигателей. Россия участвует в тендере на поставку в Индию истребителей - и надеется выиграть его. В планах Москвы продажа Индии более 120 самолетов МиГ-35 на сумму не менее 6 с половиной миллиардов долларов. Сейчас большая часть вооружений Индии советского или российского производства. Однако в тендере участвуют и западные производители (в частности, американские и шведские), причем позиции России, как считает военный эксперт Александр Гольц, имеют слабые места.



Александр Гольц : 70 процентов вооружений индийской армии, по-моему, в авиации эта цифра доходит до 90 процентов, является российским. Россия долгие годы, начиная с 60-х годов прошлого века, является главным поставщиком вооружений в Индию. Индия является вторым по объемам закупок покупателем российской военной техники на сегодняшний день. Эти закупки превышают 1 миллиард долларов ежегодно.


Правда, в последнее время, у российских торговцев оружием на этом участке возникли некоторые проблемы. Их две. Первая внутренняя. Она заключается в том, что Россия уже очень давно не разрабатывает принципиально новой военной техники. Все, чем она торгует - модернизированные проекты, которые созданы в 80-е годы прошлого века. Мы уже очевидно подходим к такому моменту, когда характеристики этого оружия не слишком удовлетворяют покупателей. С этим связана вторая проблема. Соединенные Штаты заключили несколько соглашений с Индией, которые предполагают сотрудничать и в ядерной сфере, и в других сферах. Тем самым, была открыта дорога конкурентам российского оружия на индийский рынок.



Андрей Шароградский : При этом в неофициальных заявлениях представители российской делегации не исключают, что, в случае проигрыша тендера на поставку истребителей, Москва может рассмотреть возможности продажи вооружений и в другие страны Азии. Речь идет прежде всего о Пакистане, куда ни советское, ни российское оружие не поставлялось и не поставляется. Между Дели и Исламабадом сохраняются довольно напряженные отношения, и Москва до сих пор отказывалась от военных сделок с Пакистаном в обмен на приверженность Индии именно российским вооружениям.


Хотя контракты в ядерной и военной сфере исчисляются миллиардами долларов, объем российско-индийской торговли остается сравнительно небольшим, если не сказать очень маленьким для стран с таким потенциалом.


Говорит президент фонда поддержки Востоковедческих исследований Сергей Лузянин:



Сергей Лузянин : Если мы возьмем в целом торговлю, военно-техническая часть составляет львиную долю, а в целом сама-то торговля России и Индии невелика, она всего 3 миллиарда долларов в год. Если сравнить российско-китайскую (это 30 миллиардов), то получается в 10 раз меньше. Из этого следует вывод, что экономики не очень стыкуются, что пока, видимо, нет адекватного торгово-экономического обмена между российскими и индийскими соответствующими отраслями промышленности. Это тоже серьезная проблема, над которой нужно думать экспертам и политикам.



Андрей Шароградский : В ходе переговоров в Индии вновь была подтверждена готовность сторон к диалогу в трехстороннем формате Дели-Москва-Пекин. Такая же готовность упоминалась и в итоговом коммюнике последнего российско-китайского саммита. Однако и идея создания такой оси стратегического партнерства, которая политологам виделась как альтернатива доминированию США в мире, практической реализации не нашла. Более того, конкуренция в борьбе с источники энергоснабжения, рынки сбыта и так далее все больше ставит под сомнение возможность существования такой оси. В то же время, и Россия, и Индия, и Китай являются членами Шанхайской организации сотрудничества, чье влияние в последнее время заметно усилилось.