Лукашенко вышел из себя прямо в эфир

В последнее время настроение белорусского президента зависит от давления в нефтяной трубе

Белоруссия до сих пор не заключила контракт с Россией на поставку нефти в феврале. Как объяснил президент Александр Лукашенко, причина в том, что Россия предлагает покупать нефть по цене «выше мировой». Он уверен, что российские компании сознательно делают такие предложения, в связи с чем делегации, которая ведет переговоры в Москве, дано указание предупредить российскую сторону: компании, предлагающие контракты по завышенным ценам, при прокачке нефти через Белоруссию будут облагаться дополнительной пошлиной. «Мы должны компенсировать свои потери», - подчеркнул Лукашенко.


Согласно белорусско-российскому соглашению, подписанному 12 января в Москве, Белоруссия в 2007 году за импортируемую из России нефть платит пошлину в размере 53 доллара за тонну. Ранее российская сторона настаивала на цене 180 долларов, что вызвало радикальную реакцию Минска: 8 января Белоруссия прекратила транзит российской нефти в Европу через нефтепровод «Дружба», потребовав оплаты установленных задним числом с 1 января таможенных пошлин на транспортируемую нефть в размере 45 долларов за тонну. В результате сложных переговоров поставки российской нефти были возобновлены. Однако конфликт исчерпан не был.


15 января на совещании в правительстве президент России Владимир Путин подчеркнул: условия поставки российской нефти остаются для Белоруссии льготными. По словам Путина, Россия дотирует Белоруссию по нефти в 2007 году на 2,5 миллиарда долларов. Кроме того, как сказал Путин, Россия субсидирует 41% бюджета Белоруссии. Подобная арифметика вызвала резкую реакцию со стороны Александра Лукашенко, который опроверг заявления российского лидера и заявил, что в России «разыгрывается комедия». На самом деле, по словам Лукашенко, это лишь «оправдания Путина перед своим населением», недовольным отключением энергетического крана «братскому народу».


«Полной ерундой» также назвал Лукашенко заявления по поводу спекуляций продуктами нефтепереработки. Как уверяет белорусский президент, российскую нефть Белоруссия покупает по ценам мирового рынка. При этом внутри страны потребляется 8 миллионов тонн, а 20 миллионов тонн перерабатывается и реализуется как горючее. Лукашенко подчеркнул: так же с российской нефтью поступают и другие индустриальные государства.


Социолог Олег Манаев говорит, что взаимные претензии и упреки постепенно сводят на нет все интеграционные реляции: «Процесс ослабления интеграционных настроений как в России, так и в Белоруссии абсолютно естественный. СМИ России “упаковывают” для российского общества информацию в соответствующие цвета - мол, это вина белорусского руководства. Точно также градус интеграционных настроений понижается и в Белоруссии. Зеркальным подтверждением тому - конфликт, поданный в белорусской “упаковке”. В последнем выступлении Лукашенко напрямую во всем обвиняет Россию. То есть, идет взаимный процесс реинтеграции».


26 января Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия может ввести дополнительную пошлину на прокачку нефти, если российские компании будут и дальше предлагать ее по цене выше мировой. В своем выступлении, показанном в воскресенье Первым национальным телеканалом, Лукашенко напрямую сказал, что делегации, которая ведет переговоры, даны указания: компании, предлагающие подобные контракты, при прокачке нефти в Европу будут облагаться дополнительной пошлиной. «Мы будем прокачивать нефть без потерь для себя», - подчеркнул Лукашенко и уточнил, что знает чувствительные места тех, «кто попытается нас ударить». «Если нас сегодня ударяют по нефти и газу, мы “выкатим” пошлины по тракторам, по холодильникам, стиральным машинам, телевизорам и прочим», - заявил президент Белоруссии.


Экономист Татьяна Маненок считает: столь эмоциональные заявления белорусского лидера базируются не столько на реальных намерениях, сколько вызваны неудачами в нефтяном торге: «Идет торг, достаточно серьезный, жесткий торг. И это в чем-то спровоцировало белорусского президента заявить: если российские компании не согласятся поставлять нефть на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, то будут пересмотрены условия транспортировки через белорусскую трубу. Это не совсем корректное заявление. Дело в том, что оператором транспортировки нефти являются не какие-то нефтяные фирмы, а “Транснефть”».


Именно «Транснефть» требует от Белоруссии компенсационных выплат за сорванные в первой декаде января контракты по поставкам нефти в Европу. В свою очередь, накануне пресс-служба президента Белоруссии назвала появившуюся информацию о том, что Белоруссия уже аннулировала соглашение с Россией о транзите нефти, провокацией. «Целью дезинформации является попытка дестабилизировать отношения между Белоруссией и Россией», - заявили в пресс-службе президента Белоруссии.