«Беспредел в армии начинается с призывной кампании»

По мнению правозащитников, осенний призыв в армию был более полным за счет неправомерно призванных на службу студентов

Во Владивостоке вынесен приговор лейтенанту и прапорщику полка морской пехоты за издевательства над рядовыми. К 5 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима приговорен лейтенант Балабердин, к 4 годам - прапорщик Шмельков. Оба лишены воинских званий Ранее гарнизонный суд приговорил к различным срокам заключения двух капитанов этого же полка.


О бесчинствах комсостава в полку морской пехоты Тихоокеанского флота под Славянкой стало известно из публикаций во владивостокской прессе. Именно журналисты обратили внимание военной прокуратуры Тихоокеанского флота на нарушения прав рядовых.


Было возбуждено сразу пять уголовных дел по фактам превышения офицерами должностных полномочий с применением насилия. Пострадавшими признаны более 20 моряков срочной службы, обвинения предъявлены четырем офицерам и прапорщику полка морской пехоты. Выступившие сегодня в суде пострадавшие утверждают, что командиры регулярно избивали своих подчиненных и издевались над ними.


Накануне стало известно о новом случае гибели солдата во время прохождения службы по призыву. Новобранец из Дагестана Ибрагим Джабраилов, служивший в Таманской дивизии, был убит своим командиром. Сейчас расследованием обстоятельств этого дела занимается военная прокуратура.


Военные считают, что проблему дедовщины отчасти может решить сокращение сроков службы по призыву. Уже этой весной ребят будут забирать в армию не на два, а на полтора года, а с 2008 года срочная служба станет еще на полгода короче. Однако правозащитники оптимизма военных начальников не разделяют, так как опасаются, что на первых порах сокращение сроков службы по призыву может спровоцировать волну дедовщины в армии. Ведь новички придут на полгода позже, а службу закончат одновременно с теми, кто был призван по прежнему закону.


Отдельного внимания, по мнению правозащитников, заслуживает собственно призывная кампания. То, что творилось во время осеннего призыва-2006, иначе как беспределом они не называют. «То, что осенью будет очень тяжелый призыв, мы знали заранее. Ведь это последний призыв на два года. Но такого беспредела, такого несоблюдения прав человека и вопиющих нарушений процедуры призыва и федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" не было никогда», - заявила на сегодняшней пресс-конференции в Москве руководитель межрегионального движения «Солдатские матери» Светлана Кузнецова.


По ее словам, зарегистрировано свыше 3 тысяч нарушений, допущенных военкоматами во время осеннего призыва. Почти весь план мобилизации был выполнен за счет студентов, имеющих отсрочку от армии. «Как известно из закона "О воинской обязанности и военной службе", неправомерно призванного студента вернуть из войск нельзя. В законе это не прописано. Его можно только вернуть по состоянию здоровья. Вот почему они так смело призывают студентов. Мы два года будем судиться, доказывать, что мальчик был неправомерно призван. Медицинских документов никаких нет. Там он годен. Он будет два года служить, а мы два года будем судиться».


Правозащитники также считают, что панацеей от дедовщины в полной мере нельзя считать и альтернативную службу (АГС). Она остается непривлекательной из-за чрезмерных сроков ее прохождения. По словам секретаря коалиции «За демократическую АГС» Сергея Кривенко, с момента вступления в силу соответствующего закона (а прошло уже три года), поменять действительную военную службу на альтернативную гражданскую решились не более тысячи человек.


«Если в первые призывы 2004-2005 годов по Москве 10-15 человек подавали заявления, то в последний осенний было подано всего три заявления в Москве, а в Московской области - ни одного, - говорит Сергей Кривенко. - Мы это связываем, прежде всего, с репрессивными положениями в законе, а именно со сроком службы, который составляет 42 месяца. Для нынешнего динамичного времени - это чрезвычайно много. Намного легче получить каким-то образом освобождение и избежать действительной службы в армии, чем сознательно пойти на альтернативную гражданскую службу. Поэтому туда идут наиболее убежденные молодые люди, прежде всего, по религиозным мотивам. Тем не менее, можно сказать, что институт альтернативной гражданской службы состоялся, несмотря на малое число желающих. С 2008 года срок действительной военной службы сокращается в два раза, соответственно, срок АГС тоже сокращается в два раза (он составит один год и девять месяцев), что довольно приемлемо. Вкупе с изменением системы отсрочек, которая будет введена с 2008 года, мы ожидаем всплеска интереса молодежи к этой службе.


Правозащитники все же надеются, что новый, весенний, призыв пройдет с минимальными нарушениями со стороны призывных комиссий, а их прогнозы относительно всплеска случаев дедовщины в российской армии в связи с сокращениями сроков службы не оправдаются.