Член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена намерен инициировать создание общественной организации, призванной отслеживать проблемы соблюдения прав человека и основных свобод в западных странах. «Мы привыкли, что в основном критикуют только Россию и указывают на недостатки в нашей стране, а почему бы не проводить замеры по проблеме прав человека и основных свобод в США и Европе», - приводит слова Кучерены агентство «Интерфакс». Члены Общественной палаты считают, что некоторые западные правозащитные организации необъективно относятся к проблеме соблюдения прав человека в России.
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева прокомментировала Радио Свобода инициативу Кучерены: «Если уж так хочется нам помочь международному правозащитному сообществу, то я думаю, что нам лучше бы обратить внимание на те страны, где ситуация с правами человека еще хуже, чем у нас, тем более что с этими странами наши власти в хороших отношениях и, значит, могут об этом договориться. Почему бы нам не сделать замеры по поводу прав человека в Северной Корее, например, где действительно с правами человека очень плохо или в Туркменистане, где есть наши русские соотечественники, о которых всегда печется наш МИД? А речь идет в основном о Прибалтике, там, где им полегче живется, а не в Туркменистане и Узбекистане, где действительно их мучают, и где они в дико бесправном положении? Если бы это было в Туркменистане, в Узбекистане, в Северной Корее, я бы с энтузиазмом это поддержала, а поддерживать нам американцев, это, знаете, как когда репку тащили, так мы такая маленькая мышка по сравнению с дедкой, бабкой и так далее. Я имею в виду наше правозащитное сообщество. Я с уважением к нему отношусь, но по размерам, по влиянию, по возможности добиваться от власти внимания к своим мониторингам нам еще до американских правозащитных организаций работать и работать».
Сегодняшнее заявление Кучерены напрямую связано с докладом международной правозащитной организации Freedom House , в котором Россию по уровню ее политических и гражданских свобод сравнили с Северной Кореей и Кубой. Это вызвало резкую реакцию не только Общественной палаты, но и Министерства иностранных дел.