Косово близко к фактической независимости: суть международного плана о статусе области

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие обозреватель Радио Свободная Европа Мелазим Коци и эксперт по национальным отношениям Артем Улунян.



Андрей Шарый : Сегодня специальный представитель Генерального секретаря ООН в Косове финский политик Марти Ахтисаари представил политикам в Белграде и Приштине международный план будущего политического статуса области, формально находящейся в составе Сербии. Документ не содержит слово "независимость", однако предполагает начало процесса признания Косова в качестве самостоятельного государства под международным контролем. Сербскому национальному меньшинству международный посредник гарантирует высокую степень автономии и защиты со стороны европейских вооруженных сил, которые заменят нынешний международный миротворческий корпус в Косове.


Эти предложения по статусу Косова будут изучены в Приштине и в Белграде. Есть реакция политиков и в той, и в другой столице. Надо сказать, что она очень настороженная и достаточно негативная, по крайней мере, с сербской стороны. Я цитирую заявление президента Сербии Бориса Тадича: «План Ахтисаари открывает путь к независимости Косово. Сербия и я лично, как ее президент, никогда не согласимся с независимостью провинции». Отметив, что в предложениях Ахтисаари прямо не говорится о независимости, Тадич подчеркнул, что навязанная независимость Косова будет противоречить принципам международного права. В Приштине, судя по всему, реакция более благоприятная. Собственно говоря, косовские албанцы получают фактически то, или могут получить то, чего они так долго добиваются.


Давайте сейчас подробнее поговорим об албанской точке зрения. Тем более, что несколько дней назад, когда в последний раз Радио Свобода обращалась к косовским проблемам, я прямо в прямом эфире обещал слушателю, что мы подробно представим мнение албанской стороны. Итак, о содержании этого документа и о будущем Косова я беседовал с известным албанским журналистом из Приштины, обозревателем Радио Свободная Европа Мелазимом Коци.



Мелазим Коци : Мнение в Приштине таково: этот документ - не конец истории, а начало процесса. Термин "независимость" в документе не упоминается. Политики в Косове считают, что это – начало процесса строительства независимого государства. Есть и недовольные, скажем, партия «Движение за самоопределение Косова», лидер которой Албин Курти считает - план Ахтисаари содержит определенные положительные элементы, но чреват проблемами в будущем. Так что реакция смешанная.



Андрей Шарый : Насколько принципиальным для политиков в Приштине является вопрос символов независимости и формального членства Косова в международных организациях?



Мелазим Коци :Это один из самых принципиальных вопросов. Самые популярные косовские политики – Хашим Тачи, Фатмир Сейдиу – считают, что членство в международных организациях - одна из главных составляющих независимости. План Ахтисаари не предусматривает немедленного включения Косова в ООН, однако Косово может обратиться с соответствующей заявкой и в ООН, и в другие международные организации, например, в Международный валютный фонд, во Всемирный банк или в ФИФА. Существует вероятность, что кто-то из постоянных членов Совета Безопасности ООН, например, Россия, наложит вето на такую заявку, но это уже другая история.


У Косова будет государственный флаг, но не тот, что сейчас – албанский национальный – а другой, эскиз которого пока не разработан. План Ахтисаари предполагает, что это будет флаг, отражающий многонациональный характера Косова.



Андрей Шарый : Что вы скажете о гарантиях прав сербского меньшинства в Косове?



Мелазим Коци : Права сербского меньшинства мне кажутся защищенными в максимальной степени. Это высокий уровень местного политического самоуправления в местах компактного проживания сербов, защита сербских исторических памятников и монастырей, которые получают специальный статус, и не будут зависеть от воли центральных приштинских властей. Нынешнюю международную миссию в Косове заменит миссия Европейского Союза, которая и проследит за соблюдением прав меньшинства. Интересна в этом отношении позиция косовских албанцев. Большинство считает такие меры правильными, но кое-кто опасается, что тем самым возникает опасность национального дробления Косова. Говорят даже о перспективе "ливанизации".



Андрей Шарый : Есть мнение, и я, кстати, отчасти, по крайней мере, с ним согласен, что главная проблема Косова – не столько политический статус, сколько экономические проблемы области. Уровень безработицы в Косове – 70 процентов. Думаете, фактическая независимость решит эти проблемы?



Мелазим Коци : Это ключевой вопрос. Вы можете вывесить в Косове любой национальный флаг, но если не добьетесь экономического развития – ждите неприятностей. План Ахтисаари открывает возможности для решения проблемы. Интерес иностранных инвесторов к Косову есть, но все они ждут, чем окончится вся эта политическая история. Косово сейчас не может получить ни доллара иностранных займов, кредитов от международных организаций!


Конечно, чуда ждать не следует, наивно полагать, что политический статус сразу приведет к решению политических проблем. Но не вызывает сомнения: улучшение экономической ситуации приведет к межнациональному успокоению. Если серб и албанец будут получать по две тысячи евро в месяц, то, уверяю вас, у них будет куда меньше оснований для конфликтов, чем в том случае, если у каждого из них месячный доход – в сотню долларов, как сейчас.



Андрей Шарый : Мне приходилось бывать в Косове, и область произвела на меня впечатление территории, где сосуществовали два мира – сербский и албанский. Нет смешанных браков, у сербов и албанцев – отдельные кафе и магазины. Считаете, что положение изменится?



Мелазим Коци : Да, такое положение особенно характерно для периода конца восьмидесятых годов, когда Милошевич отменил автономный статус Косова. Но я помню Приштину семидесятых годов, когда у албанцев было больше политических прав. Тогда не было "национальных" кафе, хватало и смешанных браков. Сербский и албанский миры не были столь отдаленными друг от друга.


Пока заметного изменения к лучшему, откровенно говоря, не видно, и в ближайшее время не будет видно. Но и тут может помочь новый политический статус - албанцы перестанут бояться сербской доминации в Косове, но и сербы убедятся: Косово принадлежит не только албанцам, но и сербам тоже. Когда пропадает страх – напряженность ослабевает. Посмотрите на молодое поколение, которому нет дела до того, кто в каком веке в Косове поселился, кто сюда первым пришел, у молодежи другие интересы - хороший заработок, возможность увидеть мир, развиваться. Ну вот, скажем, есть в Косовской Митровице баскетбольная команда "Бамби", стопроцентно сербская. Она уже год играет в первой косовской лиге, и в гостях – по всей области – и дома. За год не было ни одного инцидента.


Я вам вот как скажу - у политиков-националистов в Белграде план о новом статусе Косова может отобрать последнюю козырную карту, потому что они не смогут больше убеждать мир, что сосуществование сербов и албанцев в Косове невозможно. Сербы и албанцы докажут, что они могут жить вместе. В том числе докажут это и политикам, которым стоило бы прекратить грязные игры. Если бы сербы отважились на сотрудничество, а албанцы это сотрудничество приняли бы, те, кто не хочет видеть Косово процветающим, остались бы без аргументов.



Андрей Шарый : Сербская провинция, напомню, находится под управлением ООН с 1999 года, после натовской операции, в результате которой сербские войска были вынуждены покинуть Косов. Вместо них в край пришли международные силы, в состав которых поначалу входила и Россия. Однако в последние годы российского военного присутствия в Косов нет.


О позиции Москвы по косовскому вопросу говорил в последний раз, выступая в Давосе, первый вице-премьер Дмитрий Медведев. «Мы не считаем, что те предложения, которые представил Марти Ахтисаари, являются наилучшими. Конкретные предложения этого доклада еще нужно изучать», - заявил российский политик. В прямом эфире программы «Время Свободы» московский историк и эксперт по национальным отношениям, в том числе и на Балканах, доктор исторических наук Артем Улунян.


Артем, добрый вечер! Вам представляется жизнеспособным план Ахтисаари?



Артем Улунян : Здравствуйте! Вообще, план Ахтисаари можно оценивать с двух точек зрения – либо стакан на половину пуст, либо стакан на половину полон. Все зависит от угла зрения. В данном случае, вероятнее всего надо говорить о том, что одна из сторон (имеется в виду албанская) так или иначе получила нечто, другая же (я думаю, все-таки сербская) не так уж и много потеряла. Все-таки главный вопрос, который стоял на повестке дня – а именно: независимость – так и не решен. Сейчас на данный момент этот вопрос будет, так или иначе, пролангирован и неизвестна даже его судьба.


Что же касается членства в международных организациях, то и здесь я не совсем уверен, что будет существовать определенная поддержка, единогласная со всех сторон. Не надо забывать о том, что ряд членов Совета Безопасности, а также включая и членов Европейского сообщества не очень-то хотели независимости Косова.



Андрей Шарый : Давайте назовем открыто имена этих постоянных членов Совета Безопасности. Речь идет, вероятнее всего, о Китае и России. Как голосовала бы Москва, если бы плану Ахтисаари суждено было попасть на стол Совета Безопасности ООН, как вы считаете?



Артем Улунян : Я думаю, что, без всякого сомнения, Москва постаралась бы вести переговоры с Белградом, поскольку, как уже было сказано в свое время, Кремль не заинтересован в том, чтобы действовать за спиной Белграда. Это, во-первых. Во-вторых, в случае потери контроля Белградом над ситуацией, вне всякого сомнения, Кремль захотел бы получить от такой торговли в Совете Безопасности определенные дивиденды. Речь идет, прежде всего (как это уже неоднократно озвучивалось руководством России), об участии России в решении вопроса суверенитета Грузии.



Андрей Шарый : Артем, это как раз тот вопрос, который я хотел задать вам. Россия напрямую связывает и проводит параллели между косовской ситуацией и ситуацией в Абхазии, в Приднестровье и в Южной и Северной Осетии. Вам представляются корректными такие сравнения?



Артем Улунян : Честно говоря, с исторической точки зрения, с научной точки зрения, эти сравнения, разумеется, не могут быть сопоставимы. С бытовой для большинства аудиторий, конечно же, все кажется однообразным. Есть много очень деталей, которые играют первую роль, то есть дьявол кроется в деталях, в данном случае. Поэтому я не считаю, что генерализация идеи может способствовать решению проблемы в Южной Осетии и Абхазии.