Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Наталья Голицына, Алексей Дзикавицкий, Юрий Векслер, президент ассоциации ветеранов группы «Альфа» Сергей Гончаров и бывший советник президента Андрей Илларионов.
Дмитрий Волчек: Владимиру Путину пришлось отвечать на вопросы о деле Литвиненко через два дня после того, как Скотленд-ярд завершил свое расследование и передал его результаты в Королевскую прокуратуру, которая должна назвать подозреваемого в убийстве. О последних событиях вокруг дела Литвиненко рассказывает корреспондент Свободы Наталья Голицына.
Наталья Голицына: Представитель Королевской прокуратуры, куда Скотленд-ярд направил результаты своего расследования, заявил, что прокуратура намерена детально рассмотреть информацию следователей прежде чем решить, будет ли возбуждено против кого-либо уголовное дело. «Пока же мы не готовы комментировать содержание и выводы расследования», - сказал он. – «Это уникальное дело, и трудно сказать, как долго мы будем его изучать, прежде чем предпримем дальнейшие шаги по передаче дела в суд». Несмотря на тщательно соблюдаемую тайну следствия, британские СМИ, в частности обычно хорошо информированная газета «Гардиан», сообщают со ссылкой на свои полицейские источники, что следователи Скотленд-ярда назвали подозреваемого в убийстве Литвиненко и что этим подозреваемым является российский бизнесмен Андрей Луговой, неоднократно встречавшийся с Александром Литвиненко в Лондоне. Чего не знают, по его словам, следователи, и чего, возможно, никогда не узнают, - это кто стоит за убийцей, кто «заказал» Литвиненко. «Гардиан» цитирует неназванного представителя министерства внутренних дел, заявившего, что британское МВД готовит официальный запрос российской Генпрокуратуре об экстрадиции Лугового в Великобританию. Луговой по-прежнему отрицает какую-либо причастность к убийству и утверждает, что готов вновь встретиться с британскими следователями. В своем недавнем интервью британскому радио он заявил, что ему ничего не известно о своем переводе из разряда свидетелей в подозреваемые. Сообщается, что он находится сейчас на отдыхе - катается на горных лыжах в одной из европейских стран.
Британское издательство, опубликовавшее перевод книги Литвиненко «ФСБ взрывает Россию» сообщило, что его соавтор живущий в США историк Юрий Фильштинский отказался приехал в Лондон на презентацию книги, заявив, что ФБР посоветовало ему не ездить в британскую столицу, поскольку там он не будет в безопасности.
Посол России в Великобритании Юрий Федотов в интервью Би-би-си назвал освещение дела Литвиненко в Британии «заказной компанией, проплаченной известными лицами... с целью дискредитации России и ее руководства». Комментаторы полагают, что посол намекал на Бориса Березовского. «Я не исключаю, - заявил российский посол, - что, на каком-то этапе, когда все выяснится, кто-то захочет предъявить судебные иски тем, кто все эти месяцы занимался клеветой против России». На вопрос, выразил ли он соболезнование вдове Александра Литвиненко, который до кончины оставался российским гражданином, Юрий Федотов ответил, что с вдовой убитого он не знаком и поэтому у него не было возможности выразить ей соболезнование.
Дмитрий Волчек: Польские журналисты на этой неделе внесли новый штрих в дело Литвиненко. Газета «Дженник» опубликовала статью, в которой утверждалось, что бойцы российского спецназа используют в боевой подготовке на стрельбах мишени с изображением Литвиненко. Зацепкой для журналистов стал сюжет с посещением спикером Совета федерации Сергеем Мироновым учебного центра «Витязя» в Балашихе. В репортаже, который сделало телевидение МВД, на заднем плане мелькнул стенд с мишенями, среди которых изображение злоумышленника, срисованного с известной фотографии Литвиненко. Польские журналисты скачали с сайта «Витязя» рекламный видеоролик 2002 года, на котором обнаружили ту же самую мишень. Вот что рассказал репортер газеты «Дженник» Томаш Помповский корреспонденту Радио Свобода в Варшаве Алексею Дзикавицкому.
Томаш Помповский: Один из наших коллег из газеты "Дженник" нашел этот фильм, используя свои контакты. Не знаю точно, как это случилось. Нашел ли он это в Интернете или кто-то сообщил ему об этом из его информаторов?
Но я разговаривал об этом также с одним из российских экспертов, который мне сказал, что для России также это ненормально, что это странная ситуация. Конечно, бывают сумасшедшие люди, которые могут разные вещи делать, но это, по словам эксперта, не свидетельствует о деморализации служб как таковых, а о том, что это была инициатива какого-то одного человека, который думал, что это ему сойдет с рук. Это скорее проблема человека, который был ответственен за тот полигон или отряд спецназовцев в то время. Однако мы точно знаем, что на мишенях был портрет Литвиненко и что в него стреляли - это неоспоримо. Было ли на это разрешение сверху - мы не знаем. Эксперты, однако, говорят, что это абсолютно ненормальная ситуация для России.
Алексей Дзикавицкий: Почему же тогда руководитель центра «Витязь» отвергал, что такой факт имел место, когда вы ему звонили?
Томаш Помповский: По-моему, это свидетельствует о том, что россияне, однако, чувствуют, что это противоречит закону, а первую очередь правилам приличия. Один из экспертов сказал мне, что это могла быть психологическая операция, цель которой - показать, что это враг, что их бывший товарищ стал врагом. Более того, это могло быть использовано для того, чтобы запугать других. Возможно, что они хотели, чтобы этот фильм попал на Запад для того, чтобы запугать остальных.
Дмитрий Волчек: Сразу после публикации в польской газете «Дженник» ролик исчез с сайта «Витязя», однако немало копий сохранилось в интернете. Действительно ли существует в российских спецслужбах практика изображать своих врагов на мишенях для учебных стрельб? Слово ветерану спецназа, президенту ассоциации группы «Альфа» Сергею Гончарову.
Сергей Гончаров: Я не думаю, что это государственная политика в такой ситуации.
Если это и произошло, это действительно, наверное, факт, который отрицать трудно, потому что он уже в наличии. Это, я думаю, инициатива, как всегда у нас, тех людей, которые организовывают какую-то показуху, чтобы подфартить вышестоящему начальнику, выражают свою такую преданность.
Дмитрий Волчек: Вот что бывший советник Владимира Путина Андрей Илларионов сказал в интервью Радио Свобода о деле Литвиненко и отношении российских властей к расследованию убийства экс-офицера ФСБ.
Андрей Илларионов: Не кто-нибудь, а именно власти используют все инструменты и ресурсы государственной машины, включая Министерство иностранных дел, Генеральную прокуратуру, Государственную думу, Министерство обороны, средства массовой информации государственные для того, чтобы отвлечь внимание общественности и следователей, направить их по любому другому способу, кроме того, который приводит к поимке убийц. Даже тогда, когда имена убийц стали практически известны, органы власти делают все возможное, чтобы они никогда не были осуждены. В этом отличие между свободной и несвободной страной.
Дмитрий Волчек: На этой неделе стало известно еще об одном таинственном отравлении. Когда президент Европейского суда по правам человека Луциус Вильдхабер отправился в конце октября в трехдневную поездку в Россию, он был абсолютно здоров. Сразу же после возвращения он чуть не умер. Теперь по прошествии времени Вильдхабер не исключает, что его и его спутника пытались отравить, как через три дня после этого отравили Александра Литвиненко. Рассказывает корреспондент Свободы Юрий Векслер.
Юрий Векслер: Спустя два дня после возвращения из России в его родной город Базель Луциус Вильдхабер с высокой температурой был доставлен в больницу. Он бредил. Врачи поставили диагноз стафилококковое отравление крови, то есть заражение крови стафилококковой инфекцией.
Состояние швейцарского юриста при доставке в больницу оценивалось, как крайне тяжелое, опасное для жизни.
Выздоровев, Луциус Вильдхабер предположил, что его и сопровождавшего его в поездке адвоката Карла Экштайна, перенесшего ту же инфекцию, пытались отравить. Поделившись недавно неделе своими подозрениями с газетой «Ное Цюрихер Цайтунг», профессор сказал: «После всего, что я узнал в европейском суде, я не могу отбрасывать такой вариант объяснения». Юрист рассказал в интервью, что обедал во Владимире с русскими сопровождающими. Газеты «Гардиан» и «Нойе Цюрихер Цайтунг» задаются вопросом, нет ли связи между этим случаем и совпадающим по времени отравлением Александра Литвиненко.
Сам Вильдхабер осторожен в высказываниях и ничего, кроме подозрений и предположений, у него нет. Но он припомнил, что раньше получал в свой адрес угрозы из России. Вспомнил он и о шантаже, как он выразился, со стороны Владимира Путина, но не стал уточнять, что имеет в виду.
Российская официальная реакция на высказывания швейцарского юриста была простой – нам неизвестно ничего, что могло бы подтвердить версию Вильдхабера. Луциус Вильдхабер, которому недавно исполнилось 70 лет, уже покинул свой пост в Европейском суде по правам человека, но он не раз принимал решения, конфликтные по отношению к российскому руководству, в частности, по вопросам нарушения прав человека в Чечне. Недавно, еще при Вильдхабере, суд принял в приоритетном порядке к рассмотрению в ближайшее время дело ЮКОСа и Ходорковского. В российских комментариях задавался вопрос, почему Вильдхабер изложил эту историю только сейчас, спустя месяцы. Бывший глава Европейского суда по правам человека в Страсбурге ответил на это, как юрист: «Я размышлял изначально, не заявить ли мне официально в прокуратуру, но оценил шансы расследования, как не сулящие результата». Понятно и то, что Луциус Вильдхабер не хотел дешевого скандала, который помешал бы работе Европейского суда по правам человека. Сегодня же эта история – частное дело швейцарского юриста. Но, к сожалению, уже невозможна оценка судебной медицины, так как пробы крови Вильдхабера в базельской больнице уже уничтожены.
Для западных врачей осталось загадкой, как инфекция проникла в организм Вильдхабера, так как на его теле не было ни фурункулов, ни язв, ни абсцессов. Практически неизвестное в Европе пищевое отравление стафилококком, в России, однако, не редкость. Небезынтересно было бы узнать, не пострадал ли кто-нибудь из россиян, обедавших во Владимире с Луциусом Вильхаймером и Карлом Экштайном.