Чите в связи со следственными действиями в отношении Михаил Ходорковского и Платона Лебедева приняты беспрецедентные меры безопасности. В Чите было перекрыто движение по улице Амурская в районе здания областной прокуратуры. В оцеплении задействовано, по некоторым подсчетам, от 50 до 100 человек. Судя по форме, все они - представители спецподразделений милиции. Михаил Ходорковский и Платон Лебедев находятся в здании прокуратуры, где представители следственной группы должны вручить им обвинительное заключение по новому уголовному делу.
Движение было перекрыто только для автотранспорта, а пешеходы могли передвигаться по улице Амурской свободно. Аналогичные меры безопасности были приняты вечером, 1 февраля, когда вооруженный спецназ перекрыл улицы по маршруту следования автозака из читинского следственного изолятора на улице Ингазинской 19, до областной прокуратуры.
Сегодня в Чите находятся более 150 представителей спецподразделений МВД из Иркутской области и республики Бурятии. Ранее начальник Управления внутренних дел Читинской области Александр Обухов заявлял, что визит его коллег связан с ростом преступности в Читинской области. Однако возглавляющий прибывшую группу начальник оперативного штаба МВД и генерал-майор милиции Николай Трифонов сообщил, что одной из функций его подчиненных является обеспечение безопасности следственной группы Генпрокуратуры, которая в настоящее время работает в столице Забайкалья по делу Ходорковского-Лебедева. Также, по его данным, группа пробудет в Чите до 10 февраля.
Что же касается вручения обвинительного заключения, то пока неизвестно, во сколько это произойдет. Вообще, все следственные действия по данному делу отличаются максимальной закрытостью какой-либо информации. Ни прокуратура, ни другие инстанции не дают никаких комментариев.
О том, почему следователи Генеральной прокуратуры решили вернуться к делу ЮКОСа и предъявить экс-руководителям компании новые обвинения, Радио Свобода рассказал защитник Платона Лебедева Евгений Бару:
- По делу ЮКОСа неоднократно рассматривались дела, и по ним тоже выносились приговоры. Это свидетельствует о том, что есть намерение Генеральной прокуратуры охватить как можно больше событий, которые, на их взгляд, могут свидетельствовать о каких-то незаконных действиях, имевших место в различные периоды, как ЮКОСа как организации, так и конкретно лиц, которые в ЮКОСе работали. Поэтому сейчас в силу этой логики просто новый этап, по которому они полагают, что главные акционеры, руководители ЮКОСа должны будут, еще раз повторяю, по их логике, понести ответственность, которая вытекала из событий, по которым уже имеются приговоры, по другим эпизодам, но тоже относящимся к ЮКОСу.
- Как действия следователей российской Генеральной прокуратуры зависят от того, что происходит в Страсбурге? Известно, что там уже принято несколько жалоб Платона Лебедева.
- Лебедев обратился с жалобами в Европейский суд. Первая жалоба признана приемлемой и будет рассматриваться в приоритетном порядке, о чем есть решение Европейского суда. По поводу второй и третьей жалоб еще не было коммуникации, и суд свою точку зрения по поводу этих жалоб окончательно не высказал. Они эти жалобы относятся, конечно, к периоду предыдущего дела - со стадии предварительного расследования, судебного процесса. И третья жалоба - это на приговор, вступивший в законную силу. Конечно, с нашей точки зрения, те нарушения, о которых мы говорим, прежде всего нарушения прав человека, имели место. И мы обосновываем жалобы Лебедева целой совокупностью доказательств. Что касается российских властей, желая каким-то образом компенсировать пробелы и нарушения, допущенные по первому делу, они сейчас хотят создать иллюзию того, что есть и другие преступления, и таким образом, продолжать выносить в отношении Лебедева постановления о продлении срока содержания под стражей, а потом и второго приговора, который они планируют вынести по новому обвинению.
По мнению Евгения Бару, прокуратура сделает все возможное, чтобы открыть новое дело против руководителей ЮКОСа. В это время адвокаты, согласно закону, не смогут оспаривать законность уже вынесенного приговора и требовать освобождения Ходорковского и Лебедева из-под стражи.