В Петербурге подведены итоги конференции ЮНЕСКО, длившейся почти всю прошлую неделю. Плановая дискуссия на тему «Применение научно-технических достижений в управлении и сохранении исторических городов, включенных в список Всемирного наследия» приобрела особое значение из-за скандала вокруг проекта 400-метровой офисной башни «Газпрома» в непосредственной близости от исторического центра города. В рамках конференции директор Фонда спасения Санкт-Петербурга Александр Марголис провел специальную встречу с директором Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО Франческо Бандарином. О ее результатах г-н Марголис рассказал Радио Свобода.
- В 2007 году Петербургу предстоит подтвердить основания, по которым он с 1990 года находится в списке городов, относящихся к Всемирному наследию. Поэтому плановая международная конференция ЮНЕСКО все же носила характер ревизии?
- Решение о том, вычеркивать нас из этого списка или оставить, будет приниматься летом этого года. Будут учтены в том числе и итоги встреч, которые происходили в течение последних дней.
- Участники этой конференции действительно озабочены этой проблемой или для них это рутинный вопрос?
- В Петербурге собрались около 50 экспертов из разных стран мира. Что касается руководителя этой делегации Франческо Бандарина, это очень компетентный человек, и ему хорошо знакомы проблемы Петербурга. Драма, которая у нас здесь разворачивается в последние месяцы вокруг известного проекта «Газпром-сити», ему известна в деталях. Он уже обращался, кстати, с официальным запросом в правительство Российской Федерации, так что его не надо было погружать в эту тему, он был уже погружен в нее вполне.
Я почувствовал большую заинтересованность ведущих специалистов ЮНЕСКО [в сохранении исторического облика Петербурга]. Их появление здесь, как мне кажется, было в высшей степени своевременным. Наши оппоненты и «Газпром» представили Франческо Бандарину свои идеи и поспешили сообщить, что он на их стороне. Когда спустя несколько часов мы встретились с ним (мы – это члены совета по культурному наследию при правительстве Петербурга) и спросили, так ли это, он вытаращил глаза: «Да, ловко. Сказал я совсем другое».
Мы забываем о том, что существует язык дипломатии. Г-н Бандарин не говорит: «чудовищно», «безобразно». Он говорит: «допустим», «вызывает беспокойство», «не совсем ясно». Это уже крайняя степень озабоченности на дипломатическом языке. В общем, когда мы его переспросили, он сказал: «Строительство небоскребов в мегаполисе - вещь почти неизбежная». Проекты, которые были представлены на известном конкурсе, в принципе могут быть здесь воплощены. Вопрос в другом - в каком месте. Вот тут он высказался совершенно определенно, что в этом месте ничего подобного строить нельзя, это категорически невозможно. Когда мы ему сказали, что наш вице-губернатор Вахмистров собирается вообще отменить высотный регламент, он сказал: «Хочется думать, что это недоразумение. В таком городе, как Петербург, отменить высотный регламент никак нельзя».
- Какую силу все-таки будут иметь эти рекомендации? Есть ли какой-то официальный документ? Насколько, как вы считаете, будет принято к сведению мнение Франческо Бандарина?
- Надеюсь, вряд ли правительство Санкт-Петербурга проигнорирует точку зрения ЮНЕСКО. Но не надо думать, что уже завтра будут введены санкции в отношении питерских чиновников – например, им запретят въезд в Париж, где находится штаб-квартира Всемирного наследия. Методы работы этой организации иные, она [идеологически] поддерживает тех, кто сохраняет наследие. Поскольку губернатор Матвиенко постоянно говорит, что она ориентирована на европейские стандарты, что ее мечта - сделать Петербург истинно европейским городом, не думаю, чтобы она с легкостью необычайной могла отмахнуться от этого мнения руководителя Центра Всемирного наследия. Кроме того, это очень важно для петербургской общественности - почувствовать международную солидарность. Мы понимаем, что мы не одиноки, что не только нас тревожит эта проблема.