Сегодня в Америке. Самая ранняя в истории США президентская кампания набирает силу. Президент Буш готов значительно увеличить оборонные расходы страны. Скальпелем с ожирением намерены бороться американские врачи


Юрий Жигалкин: Самая ранняя в истории США президентская кампания набирает силу. Президент Буш готов значительно увеличить оборонные расходы страны. Скальпелем с ожирением намерены бороться американские врачи. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке», у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.


За почти два года до президентских выборов становится тесно в списке претендентов на президентскую номинацию от Демократической и Республиканской партий. В понедельник дал понять о своей готовности бороться за президентство бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, лидирующий в списке республиканцев - потенциальных кандидатов в президенты. Небывало раннее начало конкуренции обещает долгую и изматывающую президентскую кампанию. Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: На раннем этапе предвыборной борьбы кандидаты заняты, прежде всего, поиском финансовой поддержки. И здесь у Джулиани есть некоторое преимущество перед соперниками по Республиканской партии, поскольку у него, когда он был мэром Нью-Йорка, сложились хорошие отношения с большим бизнесом, с финансовыми компаниями Уолл-Стрита.


Из кандидатов от Демократической партии Хиллари Клинтон пользуется поддержкой как в деловых кругах, так и в индустрии развлечений. В борьбу с Хиллари Клинтон в той или иной степени уже вступили её однопартийцы: восходящая звезда партии, афроамериканец сенатор Барак Обама, губернатор штата Нью-Мексико Билл Ричардсон и участники прежних президентских гонок сенатор Байден и бывший сенатор Эдвардс.


Директору Центра за правительство, представляющее интересы народа, при Институте Катона Джону Сэмплсу кандидатура Джулиани представляется достаточно противоречивой.



Джон Сэмплс: Трудно сказать, каковы шансы Джулиани. Судя по всему, ему очень трудно будет получить номинацию своей партии. Штат Нью-Йорк не выдвигал республиканцев на пост президента много десятилетий. Взгляды Джулиани по многим социальным вопросам - таким как контроль оружия, право на аборты, права гомосексуалистов - расходятся со взглядами большинства республиканских активистов, участвующих в первичных, внутрипартийных выборах. Против него также и то, что он был всего лишь мэром и не занимал более высокие административные или выборные посты. Единственное, чем он может взять, это отношением к вопросам внутренней и общенациональной безопасности. Я думаю, что до номинации на пост президента ему очень далеко. Но если по какой-то причине он победит на первичных выборах, то в борьбе с кандидатами от Демократической партии, особенно с Хиллари Клинтон, он может рассматриваться как сильный соперник. Но демократы, критикующие республиканцев за затянувшуюся иракскую войну, получили сейчас более широкую поддержку избирателей. На выборах в 1996 году кандидаты от Демократической партии получили почти 50 процентов голосов. А в 2000-м завоевали обе палаты в Конгрессе. Есть ощущение, что мы на грани избрания президента-демократа.



Юрий Жигалкин: Рекордно высокие государственные расходы запланировал президент Буш на будущий финансовый год в проекте государственного бюджета, направленного в понедельник на утверждение в Конгресс. В новом году должны сильно повыситься траты на оборону, в том числе на проведение операций в Ираке и Афганистане. Слово - Аллану Давыдову.



Аллан Давыдов: Суммарные военные расходы, в соответствии с заявкой Белого дома, составят почти 21,5 процента всех бюджетных затрат, которые в будущем финансовом году могут достичь 2 триллиона 900 миллиардов долларов. По мнению экспертов, предстоящие расходы Министерства обороны могут приблизиться к расходам, на которые американское правительство шло в годы холодной войны. Чем оправдываются такие затраты? Я задал этот вопрос профессору экономики Университета штата Мэриленд Питеру Мориси.



Питер Мориси: Прежде всего, террористической угрозой, возрастающими расходами на иракскую операцию. Отправка дополнительного контингента в Ирак, подготовка иракской армии - все это требует дополнительного финансирования, которое президент Буш оправдывает тем, что если мы уйдем из Ирака сейчас, позволив стране превратиться в очаг нестабильности, источник терроризма в будущем будет стоить нам еще больше, вернув оборонные расходы к уровню времен холодной войны.



Аллан Давыдов: Любопытно, что предшественник Джорджа Буша в Белом доме - Билл Клинтон - активно сокращал военные расходы...



Питер Мориси: Клинтон не видел, я считаю, очевидной угрозы терроризма, он не столкнулся с той реальностью, которая открылась президенту Бушу и с чем придется иметь дело тому, кто придет ему на смену. Клинтон также не считал оборону важным приоритетом. И к концу его правления мы в известном смысле потеряли бдительность, что стало одной из причин нашей уязвимости перед терактами 11 сентября 2001 года. Стране пришлось дорого заплатить за неверно выстроенную систему приоритетов.



Аллан Давыдов: Что еще вам показалось примечательным в самом крупном в истории страны проекте федерального бюджета?



Питер Мориси: Очень важно, что в проект включены расходы по реализации новых энергетических инициатив, которые позволят нам добиться заметного снижения зависимости от импорта нефти. Вместе с тем, на мой взгляд, в проекте бюджета нереалистично выглядит прогноз роста налоговых сборов. По-видимому, если курс Джорджа Буша на снижение налогов будет продолжен, то с бюджетным дефицитом мы покончим не к 2012 году, как хочет президент, а гораздо позже.



Аллан Давыдов: Так профессор экономики Университета штата Мэриленд Питера Мориси прокомментировал передачу Белым домом в Конгресс проекта федерального бюджета на 2008 год.



Юрий Жигалкин: Коротко о радикальном пути борьбы с ожирением, предлагаемым американскими врачами.


Американские медицинские власти объявили о том, что они готовы дать возможность врачам попытаться излечить детское ожирение с помощью скальпеля. В понедельник четыре ведущих американских детских больницы получили разрешения на проведение в качестве эксперимента все еще редкой и, как считается, сравнительно опасной операции на желудке. До сих пор было проведено всего несколько сотен таких операций на взрослых. Почему все-таки было решено прибегнуть к скальпелю и что это за операции? Вопрос профессору медицины Даниилу Голубеву.



Даниил Голубев: Сами по себе они неудивительные. Потому что проблема ожирения настолько актуальна, что попытка радикализировать подходы, добиться более эффективных результатов вполне оправданна. Один метод операции весьма безболезненный, если так можно выразиться, речь идет о введении силиконового баллона в желудок сроком на шесть месяцев. При этом создаются условия для резкого снижения за эти месяцы веса и своего рода тренировки организма на потребление меньшего количества пищи. Потом этот баллон удаляется и можно считать, что этого и будет достаточно. Другой вид операции - это создание желудочного бандажа. Пояс, бандаж, который пережимает емкость желудка на две полости равные, как в песочных часах, и пищеварение происходит только в этой малой части. И, наконец, третье, наиболее серьезное по последствиям операция - это шунтирование желудка, создание анастомоза кишечного вокруг желудка, то есть фактическое выключение желудка из пищеварения. Вот эта операция по последствиям наиболее сомнительная с точки зрения обмена веществ в будущем.



Юрий Жигалкин: Профессор, а насколько убедителен исход, насколько я понимаю, всего нескольких сотен подобных операций, проведенных до сих пор?



Даниил Голубев: Такого рода опыты на взрослых в большом масштабе не проводились. С детьми дело обстоит. конечно, намного серьезнее. Предшествующих результатов недостаточно, тем более что статистика, даже та, которая имеется, свидетельствует о том, что все эти операции, связанные с желудком ребенка, с кишечником, они чреваты многочисленными и не такими уж редкими осложнениями.



Юрий Жигалкин: Следует сказать, что экспериментальные операции будут проведены только на серьезно больных ожирением детях, которые не поддались обычным методам лечения. Тем не менее, очень хочется задать вопрос, не кажется ли вам, что врачи все-таки спешат с применением все еще сомнительного метода?



Даниил Голубев: Он может занять свое место, он может устояться, как метод выбора в совершенно определенных, достаточно четко очерченных случаях. Но есть и другая опасность: техническое совершенство порождает коммерциализацию подхода, это касается и операций на сердце, операций на сосудах. И поэтому здесь нужно соблюсти меру. Потому что здоровье ребенка и вмешательство в его обмен веществ таким радикальным образом не может быть поставлено на поток.



Юрий Жигалкин: Говорил профессор Даниил Голубев.


Раннее начало президентской кампании не могло оставить в стороне политически неравнодушных голливудских звезд. Барбра Стрейзанд, один из самых видных либералов фабрики грез, в этом году поддерживает деньгами предвыборные усилия сразу трех кандидатов: Хиллари Клинтон, Джона Эдвардса и Барака Обамы. При этом она продолжает выступать с популярными антивоенными песнями, как, например, «Чужой на чужой земле», посвященной американским солдатам в Ираке.