На одном из российских интернет-сайтов, посвященных антиквариату, на днях появилось объявление о продаже святых мощей, якобы попавших в частные руки из Казанского собора Санкт-Петербурга еще в 1920-е годы. Русская православная церковь уже заявила свое возмущение эти фактом. Вчера вечером объявление было удалено, но вопросы остались. Насколько аморально торговать религиозными святынями и как обстоит дело с этим в других странах?
Объявление на сайте «Антиквариат и художественные изделия» выглядело следующим образом:
Святые мощи. Останки православного святого. Вниманию ценителей русской старины предлагаются останки православного святого (череп в хорошей сохранности, плечевая кость), попавшие в частные руки из Казанского собора Санкт-Петербурга в 20-е гг. XX века. На черепе имеется дореволюционная надпись, содержащая имя святого, год поступления в хранилище Казанского собора (1899 г.) и инвентарный номер.
Имя продавца — Борис Георгиевич Георгиев, его электронный адрес и телефон указаны тут же. Русская православная церковь уже обнародовала свою реакцию на это объявление — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин назвал попытку продажи святых мощей осквернением православной святыни. Он сообщил также, что в Московском патриархате узнали от православных пользователей сети о выставлении на интернет-аукционе человеческих останков, которые могут оказаться святыми мощами. Понятно, что и у священников, и у мирян при известии о выставлении такого странного лота закралась мысль: а не розыгрыш ли это, хотя и мрачный? Нам не удалось дозвониться до Бориса Георгиева по указанному в объявлении телефону. Московскому патриархату повезло больше — и оказалось, что по этому телефону действительно предлагают купить мощи.
Известно, что Казанский собор много лет Музеем истории религии и атеизма. Как эти мощи — предположительно святого, — находящиеся там на хранении, могли попасть в частные руки, — об этом я спросила у главного хранителя нынешнего Музея религии, давно уже переехавшего из Казанского собора, Ирины Мартынчук. «Мощи нескольких святых, которые мы сохранили, они хранились и были на учете, мы их передали в свое время Русской православной церкви. Они были переданы в 1990-х годах, еще до того, как храм возобновил свою службу», — ответила Ирина Мартынчук.
С одной стороны, Казанский собор был закрыт большевиками в 1929 году, и уходя оттуда, священники могли унести с собою какие-то святыни. С другой стороны, мощи попадали в ленинградский Музей истории религии и атеизма совсем другим путем. «У нас могли находиться из мощей святого только то, что нам попало из Антирелигиозного музея Москвы, сказала Ирина Мартынчук. — Потому что оттуда поступали именно предметы такого характера. Поэтому это не то, что где-то кто-то нам конкретно передавал, а то, что было передано уже из другого музея. И то, что хранилось — слава Богу, что сохранилось — мы торжественно передали. Церковь была благодарна, и отметила этот поступок сотрудников музея, которые такими усилиями в советское время все это сохранили и передали туда, куда положено, — в святой храм».
Что же за мощи выставлены на аукционе, пока неизвестно, считает Ирина Мартынчук: «Очень сложно сказать, не обладая информацией. Мы можем только посмотреть по документации. Опять же нам нужно знать и номер, и какой святой».
«В любом случае речь идет о преступлении»
Московская патриархия тоже подчеркивает, что в аукционном объявлении имя святого не называется, так что в любом случае речь идет о преступлении — о подлоге или о торговле предметами, попавшими к продавцу незаконным путем. Православный священник Вениамин Новик предлагает посмотреть на проблему с двух сторон, разделив, так сказать, продажу и покупку. «Предположим, что это подлинные мощи, — говорит Вениамин Новик. — Если мы эти мощи купим на условиях этого продавца, греха никакого на нас не будет. Если этот человек далек от христианского благочестия, если, например, он готов вообще их уничтожить или осквернить, если мы их приобретем и таким образом спасем эти мощи от осквернения, я думаю, в нашей стороны греха никакого нет».
То есть приобрести их даже желательно — чтобы спасти от возможного поругания. Если, конечно, это действительно мощи. В интервью, данном «Интерфаксу», протоиерей Всеволод Чаплин сказал, что «такие вещи происходят на Западе, однако в России мы с этим сталкиваемся впервые». Действительно, в интернете можно найти довольно много возмущенных инвектив католических и протестантских священников, направленных против сайтов, торгующих мощами, а также подробных сообщений о том, что на тех или иных аукционах предлагается купить мощи падре Пио (Пий Форджоне), св. Винсента де Поля, блаженной матери Терезы Калькуттской и огромного количества других святых. В последнее время становятся также очень распространенной торговля в итальянских сувенирных магазинах предметами, связанными с папой Иоанном-Павлом II. Особенное внимание обращается на то, что среди «лотов» интернет-аукционов нередки откровенные несуразицы — вплоть до товаров под названием «перо Святого Духа».