В контактах России и Норвегии в области ядерной безопасности накануне произошел скандал. Советнице Министерства обороны Норвегии Ингъерд Крокен 8 февраля было отказано во въезде в Россию. Ингъерд Крокен прибыла в Москву с деловым визитом, но была вынуждена сразу же, не пересекая границы, улететь из российской столицы.
Сообщения о том, что же произошло с Ингъерд Крокен в Москве, разнятся. По одним данным, ей просто сказали, что въехать в Россию она не может, и советница Министерства обороны Норвегии через некоторое время улетела домой. По другой информации, ее объявили персоной нон-грата и выслали. Перед тем, как посадить Ингъерд Крокен на ближайший обратный рейс, ее продержали около пяти часов в комнате рядом с паспортным контролем в Шереметьево. В любом случае от российской стороны в Осло ждут объяснений, о чем Радио Свобода сообщила глава пресс-службы норвежского МИДа Анне Лене Сандстен: «Мы пока не получили никакого объяснения с российской стороны. Наш МИД и Министерство обороны уже высказали свою точку зрения на эту ситуацию. Мы заявили, что удивлены таким решением, так как этот человек сотрудничал с Россией многие годы по вопросам ядерной безопасности, именно по этой линии она ехала в Россию сейчас. Насколько я знаю, все ее документы были в порядке, так что мы не понимаем, почему она была остановлена на границе».
Ингъерд Крокен является сопредседателем программы военного сотрудничества по сохранению арктической природы, и ее деятельность направлена на пользу России. Она бывала в Москве десятки раз, говорит руководитель российского отделения международной экологической организации «Беллуна» Александр Никитин: «Это человек, который был в статусе сопредседателя этой программы, человек, который очень активно занимался тем, что убеждал парламент и правительство Норвегии в том, что эту программу надо сохранять, на эту программу надо давать деньги. В частности, последний проект, который они провели в прошлом году, - это проект по безопасному переводу лодок из Гремихи на завод. Этот проект обошелся где-то в 3 миллиона евро».
Но, может, в приездах Ингъерд Крокен в Россию обнаружили нечто шпионское? Александр Никитин заявляет, что такого просто не может быть: «Шпионить-то там незачем, потому что они занимались, во-первых, списанными кораблями, во-вторых, они занимались всякими контейнерами для перевозки радиоактивных отходов, понтонами, плавучими доками, которые строились для того, чтобы таскать эти подводные лодки».
Любопытно, что в российском МИДе явно не были готовы к произошедшему, обещая прояснить ситуацию после контактов с норвежкой стороной. Поэтому некоторые наблюдатели объясняют случившееся самодеятельностью сотрудников российских спецслужб.