Палестина: новый расклад, старые лица

Все под контролем? Король Абдалла все-таки продавил межпалестинский мир

Сообщение о том, что в Мекке подписано соглашение о формировании правительства национального единства Палестины, вызвало ликование на палестинских территориях. В Газе тысячи людей вышли на улицы, чтобы отпраздновать это событие. «По правде говоря, это соглашение должно было состояться уже давно», - говорит один из участников спонтанной акции. Такие настроения характерны для палестинской улицы, уставшей от затяжного междоусобного противостояния.


На документе стоят подписи главы Палестинской национальной администрации (он же лидер движения ФАТХ) Махмуда Аббаса и руководителя политического крыла имеющей большинство в палестинском парламенте группировки ХАМАС Халеда Мешаля.Вооруженное противостояние между ФАТХ и ХАМАС в борьбе за власть привело к гибели десятков людей и спровоцировало глубокий политический и экономический кризис на палестинских территориях.


Присутствовавший на церемонии подписания палестинский премьер Исмаил Хания заявил, что соглашение открывает путь к созданию полноценного палестинского государства.


По предварительным данным, Хания сохранит за собой пост главы правительства, а министрами финансов, иностранных и внутренних дел станут независимые политики. В целом радикалы получат девять министерских портфелей, партия номенклатуры шесть. В ходе конфликта стороны не раз договаривались о прекращении огня, но эти соглашения тут же нарушались. Лишь международное посредничество позволило свести вместе Мешаля, Аббаса и Ханию.


Израиль отреагировал на известие о заключении соглашения сдержанно. Сразу после объявления о достижении соглашения в Мекке пресс-секретарь правительства Мири Эйсин озвучила требования Израиля к новому палестинскому правительству. По ее словам, Тель-Авив рассчитывает на то, что правительство автономии выполнит три основных требования международного сообщества - признать Израиль, признать все предыдущие мирные соглашения и отказаться от террора и насилия. Ныне действующее правительство, сформированное радикальной группировкой ХАМАС, ранее эти требования категорически отвергало, что привело к замораживанию финансовой помощи автономии со стороны Запада.


Министр стратегического планирования, лидер правой партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман считает, что в новых условиях Израилю также необходимо правительство национального единства. Он обратился к оппозиционным партиям «Ликуд» и «Объединенный иудаизм Торы» с предложением присоединиться к правящей коалиции. По словам советника Либермана Софьи Васильевой, весьма вероятно, что новое палестинское правительство пойдет по пятам старого, но уже в обстановке гораздо менее благоприятной для Израиля:


- То, на чем они объединяются, уже известно из истории ; это всегда борьба с Израилем. А то, что во главе их правительства будет стоять все тот же лидер, говорит о том, что это чисто косметическое действие. Но оно может оказать негативное влияние на Израиль в том плане, что Европа и даже Соединенные Штаты могут ослабить давление на руководителей Палестинской автономии, снять санкции, которые были наложены, когда ХАМАС пришел к власти. Может возникнуть ситуация, что и европейские лидеры, и Соединенные Штаты закроют глаза на то, что ХАМАС никогда не признает предыдущие договоренности и права Израиля на существование.


С этим мнением соглашаются и другие израильские эксперты. Они отмечают, что «независимые» политики из состава нового палестинского правительства были рекомендованы на свои посты именно движением ХАМАС, а кабинет по-прежнему возглавляет один из лидеров радикалов Хания. Но формально этот кабинет считается новым, и продолжать свою прежнюю линию западным спонсорам палестинцев может оказаться не с руки.


Представитель государственного департамента США отметил, что в Вашингтоне пока не располагают информацией о составе и о программе работы нового правительства.


Готовы ли стороны строго соблюдать соглашение, достигнутое в Мекке? Профессор Института востоковедения РАН Ирина Звягельская не имеет однозначного ответа на этот вопрос:


- Это не просто соглашение о перемирии, это соглашение о создании правительства национального единства, которого все ждали. Другой вопрос - насколько прочным оно будет? Не будет ли искушения у радикалов с обеих сторон его нарушить? В принципе такое искушение может быть, но в данном случае вопрос стоит крайне серьезно. Братоубийственная война, которая ведется в Палестине, может быть остановлена только с помощью политических методов. Когда говорят о том, что если бы не это соглашение, то начнется гражданская война… - на самом деле она уже идет.


- Только это соглашение (если оно будет выполняться) может гарантировать возобновление экономической помощи, выплату зарплат людям, работающим в Газе и так далее. Это очень важно, потому что социальный кризис, в котором находится палестинское население, сам по себе является почвой для радикализма.


В состав правительства национального единства должны войти независимые фигуры, устраивающие обе противоборствующие стороны. Эксперт считает, что такие политики на палестинских территориях имеются:


- Они пользуются авторитетом, но формально не входят ни в одну из организаций и в политически с ними не аффилиированы. В принципе давно говорилось о том, что палестинцам нужно техническое правительство, которое будет заниматься хозяйственными вопросами, которое не будет вмешиваться в политическую жизнь.


Ирина Звягельская считает, что теперь можно с большими основаниями ожидать смягчения позиций ХАМАС в отношении Израиля:


- Откровенно говоря, смягчение позиций потихоньку шло и без этого, но слишком медленно. В Мекке говорилось, что будут выполняться все предыдущие соглашения, которые заключались с Израилем. А если они признаются, правительство будет нацелено на поддержку мирного процесса.