«Падение режима Ким Чен Ира страшит Китай больше, чем бомба»

Единственая успешная отрасль северокорейской экономики - демонстрация несуществующих успехов

На многосторонних переговорах по ядерной программе КНДР в Пекине сегодня объявлено о достижении важной договоренности. В обмен на экономическую помощь Пхеньян согласился заморозить ядерный реактор в Йонбене и опечатать ряд других военных объектов. Эксперты указывают, что в прошлом «прорывные» договоренности с КНДР неоднократно срывались.


Следует отметить, что договоренность с КНДР достигнута фактически только на словах. В окончательном виде документ еще должен быть подписан всеми шестью участниками переговоров. В прошлом Пхеньян уже несколько раз в самый последний момент отказывался от уже согласованных договоренностей. Испытательные пуски баллистических ракет в нарушение собственного моратория, а затем и подрыв ядерного устройства в октябре прошлого года поставили шестисторонние переговоры на грань краха.


Специалист по корейской проблематике Валентин Моисеев полагает, что и на сей раз об «успехе» на переговорах речи не идет. По его мнению, Пхеньян продолжает игру с западными странами, то соглашаясь с их предложениями, то отвергая их, при этом используя свою ядерную программу как средство шантажа для получения топлива и продовольствия:
- О прорыве говорить рано. Прорыв пока заключается в том, что удалось договориться о чем-то в принципе. Долгое время эти переговоры вообще шли безрезультатно. Это повторение пройденного, но только на новом уровне. В начале 90-х годов было соглашение о том, что корейцы будут получать 500 тысяч тонн мазута и прекратят свою ядерную деятельность. Теперь они получают 1 миллион тонн. И уж совсем не прорыв - отказ корейцев от демонтажа реактора в Йонбене, их согласие лишь прекратить на какое-то время его использование.
- Потребности корейцев в нефти составляют где-то 3-4 миллиона тонн; 1 миллион тонн мазута - уже хорошо. Корейцы находятся в крайне тяжелом положении. Последние 15 лет экономика практически не развивается, она и не может развиваться без энергоресурсов. Это соглашение для северокорейцев как средство выживания. Только так можно это рассматривать.


Международный обозреватель Радио Свобода Ирина Лагунина отмечает определяющую роль Китая в успехе переговоров с КНДР (если можно говорить об успехе):
- Энергетика Северной Кореи разрушается, и единственным ее серьезным поставщиком остается Китай. До разъединения Северной и Южной Корей северная часть снабжала энергией весь полуостров. Сейчас страна полностью зависит от поставок с китайской стороны. То, что это соглашение все-таки было предложено, показывает, что было серьезное давление на Северную Корею со стороны Китая.
- Для Китая важно, чтобы нынешний режим в Северной Корее сохранился. Потому что его крушение вызовет естественный поток беженцев (особенно в Манчжурию), приведет к непредсказуемому рассредоточению по региону корейских военных запасов, чего Китай очень боится. Для Китая ядерная программа Кореи была даже вторичной угрозой по сравнению с угрозой падения режима. Если Китай надавил на Северную Корею для того, чтобы та заморозила ядерную программу, то это было сделано в первую очередь для того, чтобы сохранить этот режим, а не разрушить его.


Следующий раунд шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР должен пройти в Пекине 19 марта.