Насколько эффективны забастовки в России

Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.



Никита Татарский: Насколько эффективны забастовки в России? Насколько сложно организовать такую акцию протеста? И возможно ли это, если на предприятии нет профсоюзной организации. С председателем молодежного совета Федерации независимых профсоюзов России Евгением Сивайкиным беседовал наш коллега Михаил Саленков.



Евгений Сивайкин: Я считаю, что все-таки оно эффективно. Другое дело, что иногда эффекта можно ждать и месяц, и два, и все зависит от силы организации, от силы ее поддержки. Потому что люди во время забастовки должны как-то питаться. В идеале все должно ложиться на плечи забастовочного фонда профсоюзной организации, но, к сожалению, не везде они у нас созданы, и в такой ситуации все зависит уже от поддержки профсоюзных братьев из других профсоюзов других отраслей либо ляжет на плечи самих забастовщиков. Но опять же если они знают, что в дальнейшем смогут добиться того, чего требуют, то это часто оправданный шаг.



Михаил Саленков: Насколько просто в России организовать забастовку и возможно ли это сделать, если на предприятии, допустим, нет профсоюзной организации?



Евгений Сивайкин: Для того чтобы организовать забастовку, не обязательно, чтобы именно было наличие профсоюзной организации. Достаточно создание забастовочного комитета. Это первое. А во-вторых, организовать забастовку – это сложная достаточно процедура. И забастовка – это опять же крайняя мера, когда все остальные варианты общения с работодателем и с другими социальными партнерами исчерпаны.



Михаил Саленков: Можно сказать, что в России это новое средство, относительно новое средство борьбы рабочих за повышение зарплат, улучшение условий труда?



Евгений Сивайкин: Если учесть, что в советское время забастовок просто не было, то это, конечно, новое средство, которое появилось в 90-е годы. Да, я считаю, что новое.



Михаил Саленков: Можно как-то сравнить с тем, что происходит на Западе? Российские забастовки – это в первую очередь западный опыт?



Евгений Сивайкин: Естественно, мы ориентируемся на Запад, поскольку западные профсоюзы в нынешних условиях находится гораздо больше времени, нежели наши, опять же потому что наши профсоюзы именно в нынешних капиталистических условиях находятся только с начала 90-х годов. Естественно, что западные наработки нам очень пригождаются.



Михаил Саленков: И если возвращаться к эффективности забастовки как средства добиться своих требований, можете привести примеры, когда удалось и когда не удалось рабочим отстоять свои права?



Евгений Сивайкин: Сейчас в голову примеры не приходят. Знаю только, что они есть. И опять же, как правило, итогом, окончанием забастовки является какой-то компромисс, то есть где-то идут на уступки работники, где-то идут на уступки работники. Такие примеры есть, они есть во многих регионах, в частности, у шахтеров такие примеры были. Другое дело, что еще многого предстоит в нашей стране добиваться.