В Иркутской области больше недели бастуют рабочие компании «Очистные сооружения» и сотрудники аварийно-сервисной службы города Слюдянка. Начальство не выплачивает рабочим зарплату уже несколько месяцев. Три дня назад забастовка переросла в голодовку.
За полгода задолженность предприятия по зарплате составила полтора миллиона рублей. Раньше «Очистные сооружения» были муниципальным предприятием. Однако год назад оно сменило форму собственности, тогда же у новоиспеченного ООО и начались проблемы. На встрече в иркутской государственной инспекции труда нынешний директор «Очистных сооружений» Николай Скирда посетовал на своего предшественника: «Сейчас этим делом занимается прокуратура. Там, по-моему, на сегодняшний день возбуждено уголовное дело: покупка оборудования по завышенным ценам, нецелевое использование средств и тарифы. Одна из основных причин - это то, что работаем по тарифам трехлетней давности...»
Работница предприятия Анна Сизых, а вместе с ней еще 7 человек отказываются сейчас в Слюдянке от приема пищи. «Покупают по завышенным ценам материалы, оборудование. Заработные платы у нас и у высшего руководящего состава несопоставимы», - делится наболевшим госпожа Сизых.
В инспекции по труду знают о том, что творится на предприятии. Заместитель руководителя инспекции Любовь Бендер говорит, что оно у них давно значится в списке проблемных: «Можно было бы этого избежать, если бы органы местного самоуправления вовремя посмотрели, а что у нас на этом предприятии. Ведь оно год назад было муниципальным, и когда создавалось ООО, то заранее уже можно было предвидеть, что это предприятие будет работать с убытками до тех пор, пока не пересмотрят тарифы».
Жалобы на руководство были еще при прежнем главе предприятия. Однако нынешний, поясняет Любовь Бендер, сам взвалил на себя нелегкий груз проблем «очистных». Вместе с ним - и ответственность. Сегодня на него наложили административное взыскание - Николая Скирду оштрафовали. Однако он не унывает, говорит, что учредители предприятия все же стали выплачиваться работникам деньги. Его фамилии в ведомостях нет. «Я лично взял кредит в банке, - говорит директор. - Хотя я даже по всем правилам не имею права сейчас получить зарплату: люди не получили за сентябрь, за октябрь мы гасили, а я пришел в декабре».
«Нам закрыли по сентябрь отпускные и выдали полностью октябрьскую зарплату, - рассказывает Анна Сизых. - И несколько человек у нас получили деньги за ноябрь. А в принципе уже март на носу».
За предприятием остается еще миллион рублей долга. Участники акции протеста намерены отказываться от пищи до полного погашения долга, чем немало удивляют трудовую инспекцию. «Есть такая норма закона, которая позволяет работнику приостановить работу у данного работодателя в случае, если он нарушает какое-то из условий, в данном случае - невыплата заработной платы. Почему люди пользуются голодовкой, тем самым подрывая свое здоровье, мне сложно объяснить», - недоумевает Любовь Бендер.
Руководство предприятия обнародовало график погашения долгов. Согласно ему, полный расчет по долгам работники получат до 26 февраля. Последние в это очень хотят верить. «Самочувствие, конечно, ухудшилось, - признается Анна Сизых, - потому что идут третьи сутки голодовки. Мы сидим только на воде».