Парламент Эстонии принял в окончательном чтении закон о сносе «запрещенных сооружений». Памятник советскому воину, который стоит в центре Таллина, может быть перемещен в течение 30 дней после вступления этого закона в силу. Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес заявил, что не подпишет этот документ.
Уже само обсуждение в Эстонии вопроса о возможном сносе памятника вызвало бурные протесты в России. Очевидно, что реакция на сегодняшние решения будет не менее острой.
Депутат Государственной Думы России Андрей Савельев считает решение эстонских парламентариев ожидаемым событием:
- Те, кто надеялись, что какими-то демаршами можно остановить снос памятника, опрометчиво на это надеялись, потому что элементом эстонского политического самосознания стала ненависть к России и русским. Закономерным следствием этого является уничтожение всех символов, которые каким-то образом связывали Эстонию с русской историей. Снос памятника означает для эстонцев символическое действие, связанное с отречением от своего прошлого. Они строят свое государство фактически с нуля, строят его на ненависти. На этом будет строиться позиция властей Эстонии до тех пор, пока они не упрутся в те проблемы, которые естественным образом возникают в случае такого стратегического выбора. Это будет ответное отторжение этого государства всеми, кто с ним когда-либо взаимодействовал или собирается налаживать какие-то добрые отношения. Я считаю, что структуры Евросоюза попустительствуют таким действиям со стороны Эстонии. Но общественное мнение ни в коем случае не может быть на стороне эстонских властей ни в одной стране Европы, которая воевала с фашизмом.
Но в России есть и совершенно противоположные мнения. Лидер партии «Демократический Союз» Валерия Новодворская называет действия эстонской стороны «милыми и благородными»:
- Они еще куда-то будут его переносить. В принципе они могли бы его расплавить, потому что «воины-освободители» (с точки зрения Сталина и его подданных) на самом деле были воинами-завоевателями для эстонского народа. Есть такое правило: уходя из своих колоний, забирай с собой свои памятники. Надо было это сделать еще в тот день, когда Михаил Горбачев признал, наконец, независимость стран Балтии. Тот визг, шипение, которые раздаются по этому поводу в России, свидетельствуют только об одном - мы ведем битву за беспамятство свое и за беспамятство чужое. Положим, несчастные солдаты были не виноваты, потому что сзади шли заградотряды. Они шли на Берлин и должны были, естественно, выбить гитлеровцев отовсюду. Это не значит, что они освобождали Эстонию. Солдат часто принуждают совершать вполне скверные поступки. Немецкие солдаты, по Ремарку, тоже мало в чем были виноваты, когда их погнали завоевывать Россию и другие страны. Есть историческая ответственность, и уж никак нельзя требовать, чтобы твой памятник стоял в той стране, которую ты завоевал для тирании, и назавтра вместо улыбок и цветов были депортации, аресты, расстрелы.