«Диктатура Кадырова оформилась»

«Сцена получилась безобразнейшая. Алханов был брошен»

Отставки президента Чечни Алу Алханова ждали. Он переведен на должность заместителя министра юстиции России - как сообщается, Алханов сам обратился к президенту с просьбой о переводе на другую работу. Временно исполняющим обязанности президента Чечни назначен Рамзан Кадыров. Решение тоже вполне предсказуемое. О перестановках в Чечне - обозреватель Радио Свобода Андрей Бабицкий.


- Означает ли это, что для Чечни окончательно закончился этап, при котором Кремль пытался ставить сразу на две группы политиков и устраивать какой-то баланс сил между ними?


- Баланса сил не было изначально. Изначально Алханов был выбран на должность кандидата в президенты, как представитель кадыровского клана. Алханов и предназначался на роль такой временной, переходной фигуры, до тех пор пока не сможет вступить в конституционный возраст младший Кадыров. Просто сам Алханов попытался, что ли, взять под контроль какое-то пространство власти. Понятно, у него из этого ничего не получилось. Сама же идея «баланса» принадлежала Дмитрию Козаку, который действительно ставил на Алханова и пытался его противопоставлять Кадырову.


- Означает ли это теперь, что Кремль сталкивается с более сложной проблемой? Это проблема контроля Кадырова, который полностью контролирует сам, в свою очередь, ситуацию на территории Чечни.


- Диктатура Кадырова оформилась. С одной стороны, когда о Кадырове говорят, как о системном сепаратисте, который желает на самом деле просто полностью захватить власть в свои руки, формально оставаясь в составе России, все-таки вывести Чечню в какую-то особую зону, это правда и неправда одновременно. Потому что несомненно - Кадыров абсолютно лоялен президенту Путину. Но лоялен, собственно говоря, для многих чеченцев. То, что за Кадыровом стоит Путин, и является источником легитимности Кадырова. Чеченская диктатура в значительной мере уклоняется от российских законов. То есть в целом по России не очень хорошо, особенно на местах, там автократический режим, но Кадыров как бы переходит все возможные пределы, потому что он продолжает управлять республикой преступными методами. То есть все то, о чем мы говорили много лет подряд - похищения, пытки, бессудные казни, все это не ушло никуда, просто все это сейчас закрыто. Сейчас, я думаю, информации будет гораздо меньше. Сейчас Кадыров может измываться над людьми абсолютно безнаказанно и безбоязненно. Он, собственно говоря, две недели назад дал интервью журналу «Лица» и сказал, что мечтал бы закрыть республику на полгода и потом показать, что вышло.


Это та плата, которую Кремль вынужден заплатить за лояльность Кадырова и вообще региональных лидеров, которым отданы на откуп их собственные народы, их собственные территории.


Сцена получилась безобразнейшая. Алханов был брошен. Ведь на самом деле по своим каким-то личным качествам, своей политической оснастке Алханов - это идеальный российский политик, который думает о сохранении целостности России, который видит Чечню в составе России и так далее. Кадыров в этом смысле фигура гораздо более сомнительная. И вот такого политика Кремль оставляет без всякой помощи, пока он находится у власти в Чечне. Для других региональных лидеров это очень скверный пример.