В министерстве обороны обновили мебель

Новый министр обороны прошел хорошую школу: мебельный бизнес

Назначение Анатолия Сердюкова министром обороны России стало одной из главных сенсаций последних перестановок в правительстве. Личность нового министра представляется как минимум загадочной. До этого назначения Сердюков руководил Федеральной налоговой службой, а в год, когда Путин стал президентом России, нынешний глава военного ведомства был всего лишь директором мебельной фирмы.


Анатолий Эдуардович Сердюков родился в 1962 году в Краснодарском крае, в поселке Холмский Абинского района. Имеет два высших образования - экономическое и юридическое: в 1984 году окончил Ленинградский институт советской торговли, в 2001 году - Петербургский государственный университет. С 1984 по 1993 год Сердюков занимал должность заместителя заведующего, а потом и заведующего секцией магазина № 3 «Ленмебельторга», а также заместителя директора по коммерческой работе «Ленмебельторга». В 1993-2000 годах Сердюков был заместителем директора, а затем - директором по маркетингу и, наконец, генеральным директором АО «Мебель-Маркет». В 2000 году он защитил диссертацию, став кандидатом экономических наук.


Этими скупыми сведениями ограничивается период биографии Анатолия Сердюкова, связанный с мебельным бизнесом, но, хотя о подробностях этого периода сведений найти практически невозможно, петербургский политолог, заместитель главного редактора газеты «Дело» Дмитрий Травин считает, что этот опыт был полезен: «В мебельных магазинах многие люди учились. Это была хорошая такая площадка для распила. Обратите внимание, что практически все назначения последних лет - это назначения, которые считаются неожиданными, когда человек поднимается из грязи да в князи. Так что, все происходит в традициях путинского руководства. Единственное, что всегда подтверждается - прослеживаются какие-то связи между фигурами. Сердюков из Петербурга. Сердюков был связан с бизнесом, за которым внимательно следили многие, находящиеся сегодня на вершине, люди. Не исключено, что был он связан и с госбезопасностью».


В 2000 году начинается карьера Анатолия Сердюкова в налоговой сфере, он становится заместителем руководителя инспекции министерства по налогам и сборам межрайонного уровня № 1 по Петербургу, занимавшейся работой с крупнейшими налогоплательщиками города. В ноябре 2001 года он стал руководителем управления. Под руководством Сердюкова здесь была разработана эффективная технология возмещения экспортного НДС, которую Сердюков называл «профилактикой лжеэкспорта на ранней стадии».


Фактически потенциального налогоплательщика проверяли еще до заключения сделки, что позволило заметно повысить собираемость налогов. В 2004 году Сердюков возглавил Федеральную налоговую службу России. На этом посту он сыграл очевидную роль в преследовании крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС.


«Совершенно понятно, что все претензии, которые возглавляемая им служба предъявляла ЮКОСу, не имели к закону ни малейшего отношения. - говорит член бюро петербургского "Яблока" политолог Борис Вишневский. - Возможно, это (назначение министром обороны. – РС) один из способов [оплаты за услугу]. Но, честно говоря, удивительно, почему расплачиваются с помощью такого поста, который, впрочем, к предшествующей деятельности не имеет ни малейшего просто отношения?!»


Действительно, новое назначение Анатолия Сердюкова на пост министра обороны стало для всех неожиданным, но Борис Вишневский не придает этому большого значения: «От того, что пешки на доске будут расставлены в том или ином порядке, а та или иная пешка будет объявлена более значимой фигурой (и наоборот), в политике ничего не меняется. Как господин Иванов был абсолютно непрофессиональным министром обороны, так, я думаю, и этот будет абсолютно непрофессиональным министром обороны. Потому что не решен главный вопрос - что же делать с армией? Какой она должны быть? Власть упорно отказывается сделать то, что сделать необходимо, то есть перевести армию на чисто профессиональную основу. В нормальной стране сперва определяют, какой должна быть политика, а потом уже назначают людей, которые способны эту политику проводить. У нас все делается наоборот. При этом политику определяют не они, а президент. Поэтому для меня лично все эти перемещения - это такая суета, и никакого отношения к реальной жизни это не имеет».


В последние годы все назначения в России делаются не по принципу профессионализма, а по принципу личной преданности президенту и для выполнения каких-то конкретных задач. Но каковы эти задачи - об этом тоже известно одному лишь президенту, считает Борис Вишневский.