Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Амстердаме Софья Корниенко.
Надежда Перцева: В Нидерландах объявлена генеральная амнистия порядка 30 тысячам беженцев, которые шесть и более лет оставались в стране нелегально в надежде когда-либо все-таки получить заветный законный статус. Всем им новое правительство страны, которое пришло к власти на прошлой неделе, предоставило нидерландское подданство.
Софья Корниенко: Какая у вас мечта? Бывало ли в вашей жизни такое, что одно определенное обстоятельство оттягивало для вас начало той самой, настоящей жизни, превращая каждый день, каждую секунду ожидания в пустое существование, грозящее свести вас с ума? Наверное, это чувство знакомо многим. Но добавьте сюда еще мучительные воспоминания о нестерпимой боли, крови, насилии, потери любимых в прошлом, боли, которая возвращается в ночных кошмарах и в ежедневном всепоглощающем страхе, что она вернется на самом деле. При этом за окном – прекрасный и свободный мир; вот она, масса возможностей начать жизнь заново, или просто – начать жизнь, если вам еще мало лет. Нужна только одна печать, одна бумага.
Generaal Pardon (генеральная амнистия) – этих слов ждали даже самые маленькие жители многочисленных голландских центров для беженцев, которые говорят по-голландски без акцента, многие даже только по-голландски. Ждали скрывающиеся по квартирам друзей так называемые «нелегалы». Всего около 30 тысяч человек, проживших в Голландии более пяти лет, без права на жизнь. И дождались.
Представитель центра для беженцев: Необходимым условием является то, что вы должны были подать прошение о предоставлении вам убежища до первого апреля 2001 года. Еще одно важное условие, и мы о нем с вами догадывались уже заранее, но вот теперь об этом условии заявлено официально, – никакого криминала в вашем досье. Кто из вас подходит под эти условия – тот подходит под генеральную амнистию. Поднимите руки, кто подходит?
Софья Корниенко: Неуверенно люди переглядываются и поднимают руки. Они победили. Есть, конечно, другой путь. Нидерланды – одна из 18 стран-участников так называемой «программы перемещения» ( resettlement program ) Верховного комиссара ООН по делам беженцев. По этой программе проходят беженцы, которые по причинам опасности для жизни не могут вернуться на родину и по каким-либо другим причинам не могут интегрироваться в той стране, куда они изначально бежали. Такие беженцы называются «приглашенными беженцами», так как у каждой страны - участника программы ООН существует на них годовая квота. С этого года новым правительством установлена постоянная квота – 500 человек в год. Ничтожная цифра, если учесть, какие ценности Запад провозгласил: борьба за свою мечту, стабильность, личная свобода, материальное благополучие. И люди, которым и так нечего терять, будут продолжать рисковать жизнью ради этих ценностей. За последние несколько лет таких людей в одной Голландии набралось 30 тысяч. Это если не считать тех, кого вывезли из страны насильно, связав ноги и руки, потому что иначе они резали себе вены.
Тактика помощников нелегальных иммигрантов, по словам юриста, специалиста по делам беженцев Йоса Тиссена…
Йос Тиссен: Тянуть и еще раз тянуть время. Как только одна процедура завершается отказом в предоставлении убежища, сразу начинать новую – снова подавать документы. В Голландии есть возможности для такой тактики.
Софья Корниенко: Как же получилось, что всем долго отказывали, а теперь вдруг разрешили? Неужели закончилась эпоха печально знаменитой «железной» Риты Вердонк, бывшего министра по интеграции.
Йос Тиссен: Это произошло потому, что новое правительство всегда действует наперекор старому.
Софья Корниенко: Тем же, кто приехал после 1 апреля 2001 года, тоже не стоит отчаиваться, говорит Тиссен.
Йос Тиссен: После этого будет новый кабинет. Новый кабинет – новый шанс. И к нам снова придет успех.
Софья Корниенко: Журналисты ежедневной телепередачи НОВА в день объявления о генеральной амнистии в начале февраля решили навестить свою старую знакомую, девочку Анжелу из Армении, которая вот уже 7 лет в центре для беженцев во фризской деревне Витмарсум ждала разрешения остаться в Голландии.
Анжела: Мне не верится, что это произошло. Я так рада, так счастлива! Я только что в нашей комнате просто сидела и громко кричала от счастья, так я рада.
Софья Корниенко: Два года назад Анжела уже появлялась в той же телепрограмме.
Анжела (запись 2005 года): Здравствуйте, говорит центр для беженцев в Витмарсуме.
Корреспондент телепрограммы НОВА: Сколько тебе лет?
Анжела: Девять.
Корреспондент телепрограммы НОВА: А сколько ты уже здесь, в центре для беженцев?
Анжела: Пять лет.
Корреспондент телепрограммы НОВА: Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Анжела: Журналистом.
Корреспондент телепрограммы НОВА: Ты думаешь, это получится?
Анжела: Да. Но у меня, правда, больше никого не осталось из семьи. Только бабушка с дедушкой.
Корреспондент телепрограммы НОВА: А где же остальная твоя семья?
Анжела: Умерли.
Корреспондент телепрограммы НОВА: Как же это?
Анжела: Еще в Армении.
Корреспондент телепрограммы НОВА: Как же это случилось?
Анжела: Этого я не могу рассказать.
Софья Корниенко: Анжела закрывает лицо руками и плачет, а девочки-негритянки, сидящие рядом с ней перед камерами шепчут ей в оба уха: «Не плачь, нельзя плакать, не плачь!»