В Польше не утихают споры вокруг опубликованного отчета о ликвидации военных информационных служб

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Варшаве Алексей Дзиковицкий.



Андрей Шарый: В Польше не утихают споры вокруг опубликованного накануне отчета о ликвидации военных информационных служб - военной разведки и контрразведки. Правительство утверждает: ликвидация этого органа - успех, оппозиция заявляет о том, что данные отчета будут использованы спецслужбами других стран, в том числе и России.



Алексей Дзиковицкий: Президент Польши Лех Качинский и премьер-министр Ярослав Качинский считают, что ликвидация военных информационных служб - это одно из важнейших событий в истории Польши после 1989 года.


Сотрудники этих спецслужб оказались в числе немногих, кто после падения коммунистического режима не был обязан проходить через так называемый "процесс верификации", когда милиционеров, военных проверяли, не совершили ли они преступлений во времена Польской Народной республики и могут ли работать дальше в этих же структурах уже в свободной Польше.


Из числа этих людей и были созданы в 1990 году военные информационные службы, заменившие военную разведку ПНР.


Именно поэтому, по словам братьев Качинских, в военных информационных службах сложилась «нездоровая ситуация» - их сотрудники проводили незаконные операции, связанные с большим бизнесом, пытались подчинить себе средства массовой информации и покрывали бывших коммунистических боссов.



Лех Качинский: Речь идет об очень серьезном вмешательстве военных информационных служб в те сферы жизни, в которые эти службы никак не должны были вмешиваться. Создается впечатление, что они работали для самих себя, для того, чтобы держаться на плаву, заниматься разного рода экономическими операциями.



Алексей Дзиковицкий: По словам польского президента, который лично представил отчет о ликвидации военных информационных служб, эта структура практически вообще не занималась своей непосредственной деятельностью.



Лех Качинский: Результаты работы военных информационных служб, особенно что касается контрразведки, близки нулю.



Алексей Дзиковицкий: Отчет о ликвидации спецслужб - это несколько сот страниц, в том числе с именами агентов, завербованных службами и описанием механизмов вербовки. Среди них имена ряда известных в Польше журналистов, общественных деятелей и политиков.



Марек Юрек: В отчете был подтвержден основной тезис о том, что деятельность военных информационных служб выходила за рамки, допустимые в демократическом правовом государстве.



Алексей Дзиковицкий: Сказал спикер Сейма Марек Юрек. По мнению оппозиции и части представителей правящей коалиции, публикация отчета может повредить Польше. Говорит вице-премьер и лидер одной из коалиционных партий "Самооборона" Анджей Леппер.



Анджей Леппер: То, что сделала комиссия по ликвидации военных информационных служб - это быстрые, необдуманные действия на авось, а в некоторых моментах это были действия, направленные против конкретных людей .



Алексей Дзиковицкий: Эти «конкретные люди», это, среди прочих бывшие президенты Лех Валенса и Александр Квасьневский, которых автор отчета, замминистра обороны Антони Мацеревич обвинил в том, что военные информационные службы «действовали с их молчаливого согласия».


Лех Валенса, когда его попросили прокомментировать выводы Мацеревича, в сердцах назвал нынешнего президента, который полностью поддерживает эти выводы, «дураком». В ответ депутаты правящей партии «Право и справедливость» подали на Валенсу в суд, обвинив бывшего президента в оскорблении нынешнего главы государства.


Лех Валенса заявил, что не откажется от своих слов, а братья Качинские, если «хотели повести Польшу другим путем после 1989 года, должны были сами баллотироваться на пост президента и сделать все по-своему».



Лех Валенса: Я мог добиться своей цели - изменить страну, только став президентом. Конечно, тогда было сделано немало ошибок. Но ведь нельзя было всего добиться стразу - не было опыта, нам угрожала внутренняя оппозиция и ведь о влиянии извне нельзя забывать. Качинские только мешали и до сих пор делают все, чтобы у меня ничего не получилось.



Алексей Дзиковицкий: Между тем, ряд политиков утверждают, что, кроме всего прочего, отчет о ликвидации военных информационных служб могут использовать спецслужбы других стран, в том числе и «недружественных».


Один из лидеров оппозиционной "Гражданской платформы", вице-спикер Сейма Бронислав Коморовский заявил, что эту информацию наверняка используют соответствующие российские службы.



Бронислав Коморовский: Уверяю вас, что каждое слово из этого отчета, каждая фамилия, каждая организация, упомянутая в документе, в данный момент является предметом тщательного анализа в одном из соответствующих ведомств соседней с нами страны.



Алексей Дзиковицкий: Из-за того, что работой над подготовкой отчета в Министерстве обороны руководил напрямую премьер-министр Польши, через голову министра обороны Радослава Сикорского, последний ушел в отставку. Бывший президент станет перед судом, а кроме всего прочего бывший руководитель военных информационных служб генерал Марек Дукачевский заявил журналистам о том, что за границей уже задержаны несколько агентов служб, раскрытых после публикации отчета.


На этом, однако, скорее всего не закончится - в настоящее время готовится вторая часть отчета.