Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.
Дмитрий Волчек : Сегодня в Грозном Рамзан Кадыров на своей первой пресс-конференции в качестве исполняющего обязанности президента Чечни выступил со своей версий убийства Анны Политковской. Кадыров, не приводя конкретных доказательств, заявил, что к убийству Анны Политковской причастен Борис Березовский. Сотрудники «Новой газеты», ведущие собственное расследование, убеждены, что Рамзан Кадыров пытается запутать официальное расследование. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.
Олег Кусов : Временно исполняющий обязанности президента Чечни Рамзан Кадыров заявил сегодня на пресс-конференции в Грозном, что к убийству журналистки «Новой газеты» Анны Политковской причастен проживающий в Лондоне российский олигарх Борис Березовский. Об этом в интервью Радио Свобода сообщил чеченский политолог Тимур Музаев, который присутствовал на этой пресс-конференции.
Тимур Музаев : На вопрос об убийстве Политковской и возможном чеченском следе в этом деле, Кадыров заявил, что он с женщинами не воюет и не воюет с журналистами. Журналисты делают свое дело, а стражи республики борются с бандитами. Кроме того, он подчеркнул, что сама Политковская была человеком очень хорошим и доверчивым. Она верила всем, кто чтобы ей не говорил про Чечню. Что же касается следов преступления, то сам Кадыров определенно считает, что они ведут к Березовскому, который якобы заказывает убийства всех ему не нужных людей.
Олег Кусов : Обозреватель «Новой газеты» Вячеслав Измайлов убежден, что Рамзан Кадыров в этом случае является рупором тех представителей российской власти, которые пытаются запутать следствие по делу об убийстве Анны Политковской.
Вячеслав Измайлов : Я бы очень хотел, чтобы Рамзан Кадыров довел свои сведения, которые у него имеются, до суда. Это первое. Второе, я знаю позицию людей властей (а Рамзан Кадыров выполняет тоже заказ власти – власти более высокой, чем он) – направить это дело по линии, прямо скажем, Березовского. Мы в «Новой газете» работали вместе со следствием по различным версиям. И полностью версия Березовского исключается. Есть подонки, если говорить о том, кто дает показания на Березовского в плане похищения людей.
Я знал всех абсолютно людей в различных структурах, различных представителей власти, кто занимался освобождением заложников. Я с каждым из них хоть как-то был в контакте – и с офицерами-генералами ФСБ, и с офицерами-генералами МВД, и с представителем комиссии при президенте России, который был прикомандирован к группе розыска в конце первой чеченской кампании. Я знал всех. Я имел дело по освобождению заложников с отцом Рамзана Кадырова, и знаю все его доводы, и довел их в свое время до Ястржембского. Дело касалось самарского журналиста Виктора Петрова. Дело касалось активистки женского движения Самары Светланы Кузьминой, которая сейчас является депутатом Самарской губернской думы. Они отсидели более двух лет в заложниках. И дело касалось московского правозащитника Александра Терентьева, который был убит. Переговоры по ним я лично вел с Рамзаном Кадыровым! Об этом знает, повторю, вся редакция «Новой газеты», сотрудники спецслужб и об этом знает господин Ястржембский.
Что касается Березовского, я знаю, какие показания и кто дал против него. Есть такой «Пират», по кличке, который занимался продажей людей. Я знаю это, потому что мне приходилось работать с этими подонками. И вот этот человек… О его действиях знали все – и ФСБ знала, и МВД. Они мечтали взять его за горло, и они его взяли его за горло в начале второй кампании. И когда взяли «Пирата» за горло, он написал всякую грязь. Я знал, к чему имел дело Березовский. Я знаю о тех 2 миллионах долларах, которые он, действительно, дал Басаеву на восстановление цементного завода в Чири-Юрте. Березовский это не отрицал. Я знаю, какие деньги он отдавал за каких заложников. Но заниматься торговлей людьми… Березовский не занимался. Более того, я скажу, высокопоставленные сотрудники МВД и ФСБ выступали в качестве посредников (я могу поименно их назвать) при передаче денег от Березовского за заложников, и от Гусинского по корреспондентам НТВ, за своих людей. Все эти деньги передавались высокопоставленными, повторяю, офицерами МВД и ФСБ.
И вот этих людей, как «Пират», сейчас пытаются к делу Ани привлечь. Я знаю весь этот механизм. Рамзан Кадыров выступает в качестве рупора нечистоплотных сил, которые пытаются замазать это политическое дело. Убийство Ани, по расследованию об убийстве Ани (я отвечаю за свои слова) работают самые чистоплотные люди из этих структур, которые не поддаются на сегодняшний день на эту ложь. Но третья структура в следствии – это ФСБ. Вот их роль, какая она, для меня пока все больше и больше определяется в этом деле. Я не вижу положительной работы вот этой структуры в деле по убийству Анны Политковской.