Сегодня истекает срок, предоставленный ООН Ирану для приостановления работ по обогащению урана. Эксперты полагают, что Вашингтон еще не исчерпал арсенала мер экономического давления на Тегеран, которые уже начинают давать результат.
Принимая в конце прошлого года резолюцию об экономических санкциях против Ирана, Совет Безопасности ООН предупредил Тегеран, что если тот не остановят процесс обогащения урана до 21 февраля, будет рассмотрен вопрос о дополнительных санкциях. Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад отверг этот ультиматум. Выступая на митинге на севере страны, президент призвал иранских ученых «в кратчайшие сроки» овладеть полным всем арсеналом ядерных технологий, - даже если для этого потребуется «потребуется остановить всю остальную работу на десять лет». Эти слова приводит Би-би-си со ссылкой на иранское агентство ISNA.
Какие новые меры воздействия на Иран могут теперь последовать? Руководитель программ стратегических исследований Никсоновского центра в Вашингтоне Джеффри Кемп отмечает, что у администрации Джорджа Буша остается несколько вариантов дипломатических действий:
- Раз иранцы отвергли условия резолюции ООН, США начнут оказывать давление и на Совет Безопасности - с тем, чтобы расширить и сделать более жесткими санкции, и на своих европейских союзников и на Японию, чтобы они в одностороннем порядке усилили экономическое давление на Иран. Я не уверен, что США добьются желаемого результата в Совете Безопасности. Но если европейцы и японцы поддержат американцев, то это, пожалуй, будет даже более важно.
- Наши союзники в Европе и в Азии все отчетливее понимают, что не в их интересах инвестировать капитал в иранскую экономику в столь критическое время. Чем больше говорят о возможной [военной] конфронтации между США и Ираном, тем меньше частные компании хотят рисковать здесь своим капиталом. В последнее время появилось немало свидетельств того, что иранская экономика (особенно ее энергетический сектор) оказалась весьма уязвимой и может много потерять из-за долгосрочных санкций. Я думаю, что США изберут именно экономический путь давления, поскольку это наносит довольно чувствительный удар по Ирану.
Собеседник РС не ожидает перемен в позиции России по иранскому вопросу:
- Полагаю, россияне будут продолжать играть свою игру. Кремль знает, что вместе с Пекином может блокировать любые более серьезные санкции ООН. Но с другой стороны, российскому президенту приходится быть осторожным, дабы не восстановить против себя не только США, но и их союзников в Европе и в Азии. Я не ожидаю фундаментальных перемен в нынешней российской политике.
Совет Безопасности может приступить к обсуждению вопроса о расширении санкций против Ирана после предоставления ему заключения генерального директора МАГАТЭ. После последней встречи с иранским представителем Мохаммед аль-Барадей дал понять, что не испытывает особого оптимизма по поводу скорого разрешения конфликтной ситуации.