Совет Федерации отклонил договор Москвы с Татарстаном

Минтимер Шаймиев сопровождал Владимира Путина в поездке по Ближнему Востоку. Близость к первому лицу государства не помогла Казани утвердить разграничение полномочий в федеральном сенате

Совет Федерации в среду неожиданно отклонил принятый Госдумой закон о разграничении полномочий между федеральным центром и Татарстаном. Наблюдатели не исключают, что таким образом администрация президента дала возможность возглавляющему верхнюю палату парламента и партию «Справедливая Россия» Сергею Миронову набрать политические очки на теме «спасения страны от развала».


Договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Татарстаном был подписан президентами Владимиром Путиным и Минтимером Шаймиевым в ноябре прошлого года. В феврале нынешнего года он был одобрен Государственной Думой России. Еще тогда спикер Совета Федерации Сергей Миронов выступил с резкой критикой этого документа. Во время обсуждения законопроекта в верхней палате российского парламента во вторник у спикера нашлось немало сторонников. Выступая на вчерашнем заседании палаты, сенатор от Тувы Людмила Нарусова назвала закон «подрывом единства России»:


- На нашей с вами памяти уже была крылатая фраза «берите суверенитета, сколько хотите». Уже был парад суверенитетов еще в той стране, которая называлась Советский Союз, и мы прекрасно знаем, к чему это привело. Мы что, хотим повторения этой ситуации? Вот это мы должны четко понимать, и дать себе отчет, к каким последствиям может привести принятие такого закона, ставящего один регион в исключительное положение по отношению ко всем остальным. С таким трудом подавленные тенденции к сепаратизму некоторых наших республик все-таки преодолены. Я призываю голосовать против этого закона.


Сторонники заключения договора остались в сенате в явном меньшинстве. Мнению большинства пытался оппонировать глава Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин:


- Преимуществ этот договор не дает, а нам их и не надо. Нам надо разрешить внутренние проблемы в субъекте, который отличителен от других субъектов, и найти механизм разрешения этих проблем в договоре и его статьи позволяют это сделать. Мы говорим о том, что все субъекты неравны. Действительно, мы не равны. Равноправие есть, а равенств субъектов нет. Мы разные по экономическим возможностям. Мы разные по экологическим и климатическим условиям. Надо об этом говорить открыто. И по таким договорам [ нужно ] находить механизмы разрешения проблем каждой собственной территории. И этого федеративному государству боятся не нужно.


Эти доводы не убедили членов Совета Федерации. Против принятия документа проголосовали 93 сенатора, 13 высказались за его одобрение и 15 воздержались. Вице-спикер Госдумы от фракции «Единая Россия» Олег Морозов не считает, что отклоненный сенатом документ угрожает целостности страны:


- Надо просто прочитать договор, чтобы понять, что он с точки зрения его правового смысла ровно такой же, как, например, закон об особой зоне в Магадане. Никто же не говорит о том, что федеральное законодательство, принимая закон «Об особых условиях и экономической деятельности в Магадане», стимулирует Магадан к сепаратистским действиям, или Калининград. То же самое применительно к Татарстану. Это некие особые условия функционирования субъекта Российской Федерации в составе Российской Федерации.


Сенатор от Народного собрания Ингушетии Василий Лихачев (в прошлом вице-президент Татарстана) убежден, что результаты голосования на Большой Дмитровке объясняются столкновением позиций двух приближенных к власти партий – «Единой России» и недавно созданной «Справедливой России»:


- Заседание показало, что, к большому сожалению, Россия даже на уровне менталитета политической элиты движется в сторону унитаризма. Как это не парадоксально звучит, но сегодняшняя палата могла бы, с моей точки зрения, проявить большую гибкость, хотя бы поразмышляв о том, что такое современный федерализм, и каким нужно делать федеративное государство российское в начале XXI века.


- Федерализм, регионализм - мировая и европейская тенденция. Опираясь на свой опыт посла Российской Федерации при Евросоюзе в течение пяти лет… я видел, сколько благ приносит принцип солидарности, принцип субсидиарности, принцип гибкого разграничения полномочий между центральной властью и местными администрациями. Я думаю, что в сегодняшней ситуации не последнюю роль сыграло то, что не было на поверхности - обострение межпартийных взаимоотношений между «Единой Россией» и «Справедливой Россией».


- Может быть, я ошибусь, но мне кажется, что Сергей Миронов приобрел огромное количество политических очков. Хотя он выступал как председатель Совета Федерации и призывал отклонить этот закон, но он же остается и лидером партии («Справедливой России» - РС). После отклонения этот закон в течение пяти дней по регламенту должен вернуться в Государственную Думу, на площадку, где господствующее большинство у «Единой России». Сегодня «Справедливая Россия», получив вот такой политический козырь, может говорить о том, что она спасает Россию от развала, от сепаратизма, от новых ростков изоляционизма и так далее. Меня вот эта «культура» и расстроила просто по-человечески, и вызывает очень серьезную тревогу.


Сенатор Лихачев прогнозирует, что Государственная Дума сможет преодолеть сопротивление СФ – ведь закон прошел предварительную всестороннюю проверку в администрации президента и таким образом несет одобрение главы государств. Однако другие наблюдатели расценивают случившееся иначе. Так, сегодняшняя газета «Коммерсант» приводит мнение, что отрицательные итоги сената голосования были подготовлены именно администрацией. По этой версии, Дума не будет настаивать на повторном внесении договора в сенат и правовой статус-кво в отношениях Москвы и Казани сохранится.


Для преодоления вета Совета Федерации необходимо, чтобы за закон заново проголосовали не менее 300 депутатов Государственной Думы. Фракция «Единая Россия» здесь насчитывает 311 членов.