Римантас Дихавичюс: культурное сопротивление

На международной книжной ярмарке в Москве в 1987 году альбом Дихавичюса «Цветы среди цветов» произвел эффект разорвавшейся бомбы

20 лет назад в Советском Союзе был впервые выпущен эротический фотоальбом «Цветы среди цветов». Автор - известный литовский фотохудожник Римантас Дихавичюс, отмечающий сейчас 70-летие, нарушив все советские табу, первым в СССР опубликовал фотографии обнаженных натурщиц на фоне природы. Это издание до сих пор считается образцом фотоискусства высочайшего класса.


Римантас Дихавичюс, имеющий, наверное, все возможные для фотохудожника титулы, награды, премии, заснявший на пленку массу натурщиц, утверждает, что красота все равно всегда ускользает. Дихавичюс опасается за судьбу красоты – не она, говорит он, спасет мир, а мы сегодня должны спасать красоту.


Признанный фотомастер не приемлет сегодняшней, как он выразился, эксплуатации женского образа в искусстве. А 20 лет назад он не задумывался о перспективах - просто делал поэтичные, высококлассные фото, удивлявшие иностранных экспертов: откуда мог появиться этот класс в стране, где фотографии ню были 70 лет под запретом?


На международной книжной ярмарке в Москве в 1987 году альбом Дихавичюса «Цветы среди цветов» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Вот как он сам вспоминает об этом: «Была тотальная цензура. Эта тема была запрещена, и ни одна западная книга такая не попала [на ярмарку], ни одна. И вдруг – на советском стенде, на литовском… На обложке - портрет такой, профиль безобидный. Потом эту книгу даже забрали вовнутрь, потому что стенд бы посетители снесли.


Было много заказов, китайцы захотели купить “хотя бы” миллион экземпляров для узкого круга специалистов. Мы были старшим братом тогда для них, и если старший брат позволяет…


Ревнители строгих нравов на меня не нападали. Тогда это было окно в Европу. Просто было удивление - не до критики. Может быть потому, что это была цельная книга: вроде - бы одним летом прекрасным ты там где-то бегал по пескам, увидел красоту и запечатлел, одним дыханием вроде бы сделано. На самом деле я над ней очень долго работал, многие годы: сам делал фотографии, сам печатал, сам макет делал, сам текст написал».


«Я бы назвала то, что он делает, высочайшего класса культурным сопротивлением потребительской культуре, - говорит знаток творчества Дихавичюса, искусствовед Татьяна Ясинская. - Он настаивает на том, что, если человека что-то должно окружать, то это должно быть так же гармонично, так же некичливо, как в природе это происходит.


Вроде бы он занимается модными вещами – ну что сегодня вообще моднее женского тела? Кажется, ну, прямо сырок не продашь творожный без того, чтобы его какая-нибудь полуголая красотка не рекламировала. Это оскорбительно. И Римантас, как может, отстаивает рейтинг высокой культуры. Он до сих пор считает, что женщины – это “не люди, это другие создания”».


Маленьким мальчиком вместе с родителями Римантас Дихавичюс в сталинское время вместе с тысячами литовцев был выслан в Сибирь. Потерявший мать, оказавшийся в спецзаведении для детей «врагов народа», Римантас не ожесточился, напротив, во всем и во всех искал и ищет красоту: «Сегодня надо спасать саму красоту, она не востребована. Этим надо дорожить, это надо передать другим. Вот тогда красота начинает спасать. Этот идеал рассыпан в людях».


Альбом Дихавичюса «Видения» был с восторгом принят недавно на Франкфуртской книжной ярмарке. Однако художник заявил: «Святая тема стала примитивным товаром. Хочу из этой сферы выйти. Сейчас рисую, соскучился по краскам, по кистям».