Вице-президент США Дик Чейни провел в Кабуле переговоры с президентом Афганистана Хамидом Карзаем. Как сообщила канцелярия афганского лидера, Чейни заверил Афганистан в неизменной поддержке. До прибытия в Кабул американский политик находился на американской военной базе в Баграм, недалеко от столицы Афганистана. Во вторник утром, когда вице-президент США еще был там, смертник взорвал заминированную машину у ворот базы. Погибли, по разным данным, от 12 до 20 человек. Ответственность за нападение взяли на себя талибы.
Большинство погибших - мирные жители, собравшиеся на многолюдном рынке у ворот базы Баграм. Подтверждена гибель, по меньшей мере, одного американского и одного афганского военнослужащих. Пресс-секретарь международных стабилизационных сил в Афганистане, подполковник Анджела Биллингс в своем заявлении в связи с терактом подчеркнула: «Экстремисты вновь прибегли к безнравственным актам насилия против ни в чем неповинных афганцев и международных сил, которые находятся здесь для защиты мирных людей. В глазах экстремистов Афганистан - только поле для убийств».
По сообщениям местных властей установлено, что самоубийца, совершивший теракт, был афганцем. По словам представителя местной полиции, расследующей обстоятельства теракта, террористу удалось проехать через первый контрольно-пропускной пункт у базы Баграм: «Каким-то образом террорист проехал через ворота. Он взорвал себя, убив около 18 человек. Это было в 10:15 по местному времени. Я видел тело террориста на месте взрыва и остатки взрывчатых веществ рядом с его телом».
Чейни прибыл в Афганистан из Пакистана, где накануне сделал неожиданную остановку для переговоров с главой Пакистанского государства Первезом Мушарафом. Чейни пытался убедить президента Пакистана приложить больше усилий для борьбы с отрядами «Аль-Каиды», действующими на приграничной с Афганистаном территории. Однако Мушараф заявил в ответ, что пакистанские войска уже делают для этого максимум возможного.
Газета New York Times сообщила в понедельник со ссылкой на анонимные источники, что президент США Джордж Буш предупредил Мушарафа о возможности резкого сокращения американской финансовой помощи Пакистану в случае, если необходимые меры не будут приняты.
Темой переговоров Дика Чейни с Хамидом Карзаем были также меры безопасности, которые необходимо принять на афгано-пакистанской границе для предотвращения новых нападений со стороны талибов и «Аль-Каиды». Как ожидается, число этих нападений может резко вырасти весной, когда в горах откроются перевалы. Об этом две недели назад говорил президент США, выступая в Вашингтоне: «"Талибан" и "Аль-Каида" готовят новые атаки. Наша стратегия заключается в том, чтобы не отсиживаться в обороне, а идти в атаку. Этой весной в Афганистане будет новое наступление, и это будет наступление сил НАТО. Это часть нашей стратегии. Мы будем беспощадны по отношению к убийцам и экстремистам».
Буш также объявил, что к концу следующего года численность афганской полиции увеличится с 61 до 82 тысяч сотрудников. Армия Афганистана будет состоять из не менее чем 70 тысяч человек против 30 тысяч сейчас. В Афганистане сейчас находится 27 тысяч американских военнослужащих, 14 тысяч из них входят в состав контингента войск НАТО в Афганистане, насчитывающего в общей сложности 35 тысяч солдат и офицеров.
Президент Афганистана Хамид Карзай, в свою очередь, подчеркнул, что без обеспечения безопасности экономическое строительство в Афганистане невозможно: «Реконструкция должна сопровождаться безопасностью. В отсутствии безопасности реконструкция станет чрезвычайно трудным делом. Таким образом, борьба с террором должна продолжаться, чтобы Афганистан мог достигнуть экономического процветания и превратиться в страну, имеющую большие надежды на лучшее будущее».
Между тем, представители командования стабилизационных сил отмечают, что жизнь вице-президента США Дика Чейни была вне опасности и ставят под сомнение заявление представителей талибов о том, что теракт был направлен именно против него. Но с талибами «согласны» многие американские средства массовой информации. Они задают вопросы, как могло такое произойти при всей секретности деталей маршрута высокопоставленного американского политика и при усиленной охране военно-воздушной базы?
Вот что думает о случившемся в Баграме бывший высокопоставленный сотрудник министерства обороны США, эксперт по проблемам терроризма, президент компании EDK Consulting в Балтиморе Эли Краковски:
- С той системой безопасности, которая тщательно продумана, такое не должно было произойти, особенно, когда на самой базе находится вице-президент Соединенных Штатов. В таком случае меры безопасности обычно усилены. Чтобы попасть на американскую базу в Баграме, надо пройти несколько проверочных пунктов - внешних, афганских и внутренних, американских.
Проверить всех, кто приближается к первым воротам, трудно. У нас еще нет технического оснащения для проверки человека на большом расстоянии. Сейчас разрабатываются системы, позволяющие на расстоянии до 20 метров определять, вооружен ли человек, спрятан ли на нем пояс шахида. Но пока обнаружить опасность можно лишь тогда, когда террорист уже подошел к пункту проверки.
Израильтяне и американцы часто выделяют возможного террориста-самоубийцу по одежде, под которой можно укрыть пояс со взрывчаткой. Но мы говорим о зиме в Афганистане. Там сейчас на всех просторная, многослойная одежда. В этих условиях скорее можно использовать психологические методы распознания, разработанные теми же израильтянами и взятые на вооружение американцами. В основе этих методов - особые признаки поведения шахидов, готовящихся совершить акт самоубийства. Вызывающих подозрение людей просят остановиться на расстоянии от непосредственного пункта проверки, его просят поднять руки, снять верхнюю одежду, то есть осматривают его на определенном расстоянии.
- Это психологические методы, а разве не применяется лучевая аппаратура?
- Есть такая аппаратура, но она не всегда точная и не совсем безопасная для здоровья самого проверяющего. Для обнаружения взрывчатки применяются также собаки, но они лучше работают в помещении, а не на воздухе в условиях ветреной афганской зимы.
Если террорист-самоубийца произвел взрыв на подходе к первым воротам, то в этом случае предотвратить теракт почти невозможно. Однако можно предварительными мерами безопасности свести результаты теракта к минимуму - это устройство системы заграждений, создание узкого коридора и сужение подхода, установка камер и детекторов, через которые человек проходит задолго до того, как встречается с первыми охранниками. Видимо, в Баграме чего-то из всего этого было недостаточно.
- Представители «Талибана» признали, что целью теракта был вице-президент Чейни. В последнее время в США много говорят об активизации «Аль-Каиды» и «Талибана» на афгано-пакистанской границе. Почему не удается справиться с этой проблемой?
- У меня нет никаких сомнений, что ключевые элементы в пакистанском руководстве и в разведке Пакистана симпатизируют «Талибану» и «Аль-Каиде». Положение, в котором до сих пор остается Афганистан, не было бы таким, если пакистанская территория не была бы столь гостеприимной для исламских террористов, если бы Иран не вносил свой вклад в дестабилизацию Афганистана. И правительство России, похоже, не слишком заинтересовано в помощи Афганистану.